“Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…” (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева “Солнце мертвых”

1. Рассказ-воспоминание.
2. Точка зрения рассказчика и героев.
3. Судьба людей в условиях красного террора.

Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева “Солнце мертвых”. Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю.

Без творчества этого писателя наше знакомство с литературой русской эмиграции

было бы недостаточно полным.

Повесть И. С. Шмелева действует на читателя угнетающе. Невозможно спокойно следить за сюжетной линией. Возникает чувство неприятия той действительности, о которой говорит Шмелев. Однако не возникает даже и тени сомнения, что автор исказил действительность.

Невозможно представить, что такое можно придумать. Сразу понимаешь, что писатель был очевидцем описанных событий.
Повесть рассказывает об обычном, заурядном, повседневном существовании человека в голодном Крыму после взятия его красными. Произведение получает название “эпопея”, именно так назвал его сам

автор. Повествование ведется от лица автора. Это рассказ-воспоминание о времени после прихода красных.

Образ рассказчика имеет огромное значение. Ему принадлежит так называемая летописная функция – это “летопись ежедневных злодеяний красных”, повествователь говорит о поведении тех, “которые убивать ходят”. Летопись фиксирует все события.

Из произведения мы узнаем о самых разных героях, судьбы которых не могут оставить нас равнодушными. Каждый герой обязательно высказывается о советской власти. На страницах повести кипит непрерывный митинг. Узнав точку зрения разных героев, мы получаем возможность осмыслить события с разных сторон.

Например, если говорить о точке зрения доктора, то он оценивает их с социально-философской точки зрения. Доктор обращается к Достоевскому, через него осмысляет происходящее. Доктор рассуждает о “помойке” и о “вшивой революции”. Это то самое “торжество воши”, которое предсказал Достоевский.

В повести мы встречаем такое определение происходящему: “дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей”. “Пустота в небесах” – это отсутствие Бога. Повествователь также пытается осмыслить действительность. То, что происходит – это величайшее преступление против самой цивилизации, “возвращение” к пещерным временам.

Читатель все больше убеждается в уникальной бесчеловечности эксперимента – революции и гражданской войны. Шмелев был очевидцем всего происходящего. И поэтому его произведение так правдиво и достоверно. Мы видим, как происходит крушение райского порядка.

Крым – благодатный край, который оказался превращен в нечто чудовищное. В этом краю живут разные люди, многие из них оказываются выпавшими из исторического времени – пенсионеры. До настоящего времени жизнь в Крыму была настоящей идиллией.

После прихода красных все изменилось.
Заслуживают пристального внимания описания животных. Они жили рядом с людьми, были окружены заботой и вниманием. Животные трогательно беззащитны: павлин Павка, корова Тамарка, курочки, которых не в состоянии съесть герой.

Голод, который наступил в благодатном райском уголке, Крыму, не только отнял у людей возможность жить нормальной жизнью, но и лишил животных человеческой заботы. И домашние животные этого не понимают, по-прежнему держатся рядом с людьми, буквально вымаливают крохи пищи. В повести мы видим явное сопоставление идиллического уголка и разрухи, которая стала идиллией красных.

Райский уголок превращается в место жестокого существования людей. Автор постоянно проводит сопоставление “вчера” и “сегодня”, таким образом отражая суть всего происходящего. Созданы особые условия, которые противостоят обычному человеческому существованию. Мы узнаем, что доктор похоронил свою жену в домашнем кухонном шкафу, в котором еще остался запах варенья (именно там раньше, в мирное время, хранились банки с вареньем).

Доктор говорит, что ей будет не так тяжело с этим ароматом, который связан со счастливым мирным временем. Все высказывания героев, даже на первый взгляд незначительные, заставляют читателя с особой остротой осознать, сколько бед и несчастий принесла мирным людям революция. Еще несколько десятилетий назад повесть Шмелева “Солнце мертвых” не могла быть разрешена в стране победившего пролетариата. А теперь мы понимаем – это наша история.

Кровавые и чудовищные страницы которой необходимо знать не менее пафосных и патриотических.
Если ограничиться точкой зрения доктора, то это крайне пессимистическое мнение – “дерзание вши бунтующей”. Но если обратить внимание на точку зрения повествователя, то мы видим, что этого трагического определения явно недостаточно. Автор не может ограничиться таким познанием происходящего.

Повествователь говорит о сомнениях в вере. Этим начинается повесть, возникает мысль, что и Бога нет.
Все происходящее заставляет повествователя усомниться в этом, он пытается объяснить, что пути Господни неисповедимы, что есть высший замысел, ради которого было послано в мир это проклятье. В повести есть внутренний сюжет – преодоление сомнений в вере самого повествователя. В итоге сомнение было преодолено, вера вновь обретена.
Автор чувствует боль своих соотечественников, оказавшихся в нечеловеческих условиях. Его страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и временем, описанным в повести – огромный промежуток времени, оно не может оставить равнодушным читателя. Повествователь не просто рассказывает свои впечатления, он делится своими мыслями о судьбе людей в условиях красного террора, о судьбе всей страны, которая оказалась во власти “вши бунтующей”.

Писателю выпало нелегкое испытание – стать очевидцем страшных событий. И это произведение стало закономерным и справедливым их итогом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…” (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева “Солнце мертвых”