Жить по народной мудрости

Урок литературы в 7-м классе

Это второй урок о пословицах. Учащиеся получили заранее к нему следующие задания.

1. Расспросите членов своей семьи, какие пословицы они знают, как часто их употребляют, в каких жизненных ситуациях.

2. Запишите пословицы, которые вам запомнились после изучения темы “Пословицы и поговорки”.

Учащиеся на уроке разделены на четыре группы.

I. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы читали много пословиц, определяли, чем они отличаются от поговорок. Мы знаем, что пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В них запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.

Пословица может стать жизненным правилом, наставником и советником.

А. И. Солженицын – писатель, прошедший через арест и лагерь, ссылку и внезапно пришедшую всемирную славу, изгнание и возвращение. Он лауреат Нобелевской премии по литературе, академик РАН.

Это писатель, который сказал о страдании не от своего имени, а от имени народа. Встреча с его произведениями у нас впереди, но уже сейчас вы запомните это имя, имя человека, оказавшего влияние на мышление тысяч людей в нашей стране, учившего “жить не по лжи”.

Газета “Аргументы и факты” несколько лет назад попросила у А. И. Солженицына интервью на нравственно-этическую тему. Александр Исаевич признался: “Я всю жизнь выписывал пословицы, которые мне нравились своей глубиной и точностью. Среди пословиц, емких по смыслу, богатых по вызревшему в них опыту, есть такие, что прямо просятся увидеть в них как бы жизненные правила, не раз обдуманные, многократно проверенные нашими предками”.

(Раздаю каждому ученику лист с интервью.)

Я предлагаю вам прочитать пословицы на одну тему: “Общая линия жизни”, “Повседневное поведение”, “Самодостаточность”, “Восприятие, настроение”; объяснить их и выбрать одну-две, которые могли бы стать для вас жизненным правилом. После обсуждения в группе подготовьте выступление перед классом.

II. Работа в микрогруппах, выступления учащихся

Ребята выбрали для себя как жизненное правило такие пословицы.

Общая линия жизни

Верши – не спеши. Всякого слушай, а никому не поддавайся.

Повседневное поведение

Не торопись начать, торопись кончить. Кто не бежит, тот и не споткнется.

Самодостаточность

Чужой ум – не попутчик. Восприятие. Настроение Не гляди на лицо, а гляди на обычай.

Сердитый сам себе мстит.

III. Беседа по домашнему заданию

– Какие пословицы вы записали от членов своей семьи?

– Какие жизненные правила близких вам людей открылись через пословицы, употребляемые ими?

– Изменились ли нравственные ценности людей, ведь пословицы появились до создания письменной литературы?

– Как изменяется речь человека, если в ней звучат пословицы?

IV. Конкурс “Ошибки наборщика”

Каждая группа получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но по “ошибке наборщика” первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Первый лист

Баба с возу, а хомут найдется. Беды мучат, а руки делают. Без труда не накинешь платок. На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

Глаза страшатся, да уму учат. Была бы шея – кобыле легче. Баба с возу – кобыле легче. Беды мучат, да уму учат.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. На всякий роток не накинешь платок. Глаза страшатся, а руки делают.

Была бы шея, а хомут найдется.

Второй лист

Едешь на день, а сам не плошай. Заставь дурака молиться, а все молока от него не добиться. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.

Как с быком ни биться, он и лоб расшибет. На Бога надейся, хлеба бери на неделю. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.

Ответы

Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Как с быком ни биться, а все молока от него не добиться. На Бога надейся, а сам не плошай. Добрая слава лежит, а худая сама бежит.

Третий лист

Где любовь и совет, там и рвется. Жена приласкает, свинья не съест. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. Где тонко, там и горя нет.

Господь не выдаст, а мать пожалеет. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Ответы

Где любовь и совет, там и горя нет. Жена приласкает, а мать пожалеет. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Где тонко, там и рвется.

Господь не выдаст, свинья не съест. Не умеешь шить золотом – бей молотом.

Четвертый лист

Гром не грянет, коли делать нечего. Взял лыко, один раз отрежь. Красна птица пером, да дураку досталась. Умная голова, а человек умом.

Семь раз отмерь, отдай ремешок. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

Ответы

Гром не грянет, мужик не перекрестится. Взял лыко, отдай ремешок. Красна птица пером, а человек умом.

Умная голова, да дураку досталась. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

V. Заключительное слово учителя

Произнесем коллективное слово о пословице. (Я использую этот прием на многих уроках. Начало предложения повторяет каждый ученик, а заканчивает по-своему.)

Пословица – это “народная мудрость, она нас учит тому, как жить и каким быть”, “это хороший советчик и друг”, “это энциклопедия жизни”, “образец яркого и меткого языка”, “наставление и голос наших предков”, “не зря молвится” и так далее.

Обобщение учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живет в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам.

(При проведении игровой части урока использован материал З. М. Пашининой из книги В. П. Сергеевой “Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я”. М., 2001. С. 169.)



Жить по народной мудрости