Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского “Гроза”

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.

(В. Г. Белинский)

Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего “золотого века”. В 1955-1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться все активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека

социум.

Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет “Бедных людей”, в которых показывает бедность и безысходность низших слоев населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов.

Н. А. Островский в “Грозе” жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.

Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века.
В Калинове

можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза “жестокие нравы, сударь” произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в “Грозе” монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.

Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!

Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”; “Вид необыкновенный! Красота!

Душа радуется”. Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове.

Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться.

Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги.

Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег.

Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело – городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань.
Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишен культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нем будто нет тех качеств, которые делают человека человеком.

При этом находятся и те, кто смеется над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.

Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова “под видом благочестия” творит жестокие вещи. Ее манипуляции и обращение с семьей может привести в ужас любого человека.

Кулигин характеризует ее так: “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой.

Ее моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это – ее дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится ее гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида.

У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.

Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы темного царства в “Грозе”. Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы.

Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.

В “Грозе” жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха – Дикой. Кроме этого, автор вводит еще несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь все еще сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых – последний рай на земле.

Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают “скотского” обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены.

Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той “бла-а-адати”, которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.

Безусловно, жестокие нравы города Калинова в “Грозе”, характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастется до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе все, окончательно убрав даже возможность развития.

<

p>Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему “Жестокие нравы города Калинова”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского “Гроза”