Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского “Гроза”
Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
(В. Г. Белинский)
Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего “золотого века”. В 1955-1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться все активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека
Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет “Бедных людей”, в которых показывает бедность и безысходность низших слоев населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов.
Н. А. Островский в “Грозе” жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.
Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века.
В Калинове
Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!
Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”; “Вид необыкновенный! Красота!
Душа радуется”. Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове.
Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться.
Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги.
Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег.
Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело – городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань.
Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишен культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нем будто нет тех качеств, которые делают человека человеком.
При этом находятся и те, кто смеется над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.
Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова “под видом благочестия” творит жестокие вещи. Ее манипуляции и обращение с семьей может привести в ужас любого человека.
Кулигин характеризует ее так: “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой.
Ее моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это – ее дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится ее гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида.
У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.
Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы темного царства в “Грозе”. Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы.
Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.
В “Грозе” жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха – Дикой. Кроме этого, автор вводит еще несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь все еще сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых – последний рай на земле.
Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают “скотского” обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены.
Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той “бла-а-адати”, которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.
Безусловно, жестокие нравы города Калинова в “Грозе”, характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастется до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе все, окончательно убрав даже возможность развития.
<
p>Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему “Жестокие нравы города Калинова”.