ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (вариант 2)

Все поэты во все времена воспевали жен-
щин, им слагали гимны, посвящали стихи,
во имя женщин шли на подвиг. Женщин на-
зывают прекрасной половиной человечества.
Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть
на преступление.
В русской литературе создано много жен-
ских образов, ярких и запоминающихся. Они
привлекают нас своей поэтичностью, добро-
той, нежностью и чистотой. Это и пушкин-
ская Татьяна, и тургеневские девушки, и не-
красовские героини, и многие другие женщи-
ны. У каждой из них свой мир, сложный или

/> простой, но обязательно неповторимый.
В романе «Герой нашего времени» Лер-
монтов описал нескольких женщин, совсем
непохожих друг на друга. Их объединяет
единственное: они любят главного героя ро-
мана — Григория Александровича Печорина.
Это типичный молодой человек 30-х годов
XIX века. Он умен, не лишен очарования, ос-
троумен, речь его правильна и литературна.
Печорин хорошо разбирается в истории, фи-
лософии, способен к глубокому анализу. Вмес-
те с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток,
холоден и, как следствие этого, одинок.
Мы знакомимся с Печориным в повести
/> «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадь-
бе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя де-
вушка приглянулась ему. «…Она была хоро-
ша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у
горной серны, так и заглядывали к вам в ду-
шу». Бэла влюбляется в Печорина всем серд-
цем. В ее душе сталкиваются две страсти —
вера и любовь к Печорину. Вторая побежда-
ет, и Бэла целиком отдается любви. Печорин
для нее единственный человек на земле.
В сущности, так оно и было. Бэла покинула
свой дом, отказалась от людей своей веры,
отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, неж-
ная, самоотверженная, но она — только капля
из того моря, которое может утолить Печори-
на. Печорин некоторое время был привязан
к девушке, но потом это ему наскучило, люб-
ви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедея-
тельная натура ищет новых развлечений. Бэла
не принесла ему той новизны, которой он от
нее ждал, она оказалась такой же, как все.
Для Печорина «любовь дикарки немногим
лучше любви знатной барыни». Девушка
глубоко страдает, смерть ее закономерна, она
становится избавлением для покинутой ду-
ши. И все же нам искренне жаль эту дикую
и прекрасную девочку-горянку, В рассказе
о Бэле еще только начинает раскрываться
характер героя, но мы уже можем сделать
некоторые-выводы.
Немного похожа на Бэлу другая девуш-
ка — юная контрабандистка. Но так кажет-
ся только на первый взгляд. Эта схожесть
девушек в том, что обе они не из круга Пе-
чорина, не барышни светского общества, по-
этому кажутся ему очаровательными и зага-
дочными. В девушке-контрабандистке есть
что-то неизведанное, таинственное, к чему
так стремится Печорин в надежде избавить-
ся от скуки. Она, как лодочка в море, про ко-
торую поет песню.
Лермонтов большое внимание уделяет
глазам «ундины», они-то и привлекают вни-
мание Печорина. Глаза девушки излучают
необычный свет, обладают «какой-то магне-
тической властью». «Необыкновенная гиб-
кость ее стана, особенное, ей только свойст-
венное наклонение головы, длинные русые
волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка
загорелой кожи на шее и плечах и особенно
правильный нос» — все это было, по словам
Печорина, для него обворожительно. Дикар-
ка притягивает Печорина новизной, неповто-
римостью, но для него главное — очередное
приключение, спасение от скуки. Печорин
чувствует в себе силу, способность к настоя-
щему подвигу, но растрачивает себя по мело-
чам. Переполошив «честных контрабандис-
тов», он и сам сожалеет об этом.
Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери.
Она — светская кокетка, но еще молода и не-
опытна, плохо разбирается в людях, ее при-
влекает внешний блеск светской жизни. В то
же время княжна Мери — нежная, роман-
тическая, мечтательная натура. Вспомним,
как описывает ее Лермонтов: бархатные гла-
за, длинные ресницы, преграждающие путь
солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая
маленькая ножка. У нее девичье обаяние, до-
брая душа, ум. Чем же привлекает ее Печо-
рин? Она создает для себя образ любимого,
опираясь не на жизненные впечатления, а на
прочитанные книги. Мери ищет героя и гото-
ва увидеть его в первом встречном. Сначала
ей нравится Грушницкий, «серая шинель»
которого создавала ореол романтичности и
загадочности, потом появляется Печорин. Но
Печорин не такой, как Грушницкий и ему по-
добные, у него более сложная натура. Уха-
живания Печорина девушка принимает за
чистую монету. Она видит настойчивость Пе-
чорина и, естественно, делает вывод, что он
ее полюбил. Так принято в ее обществе, где на-
бор книжных слов: «мой ангел», «моя княж-
на», «ваш божественный образ» — заменяет
истинные чувства. Печорин — другой. Де-
вушка слышит странные его речи, понимает,
что человек он необыкновенный, не такой, как
все, и поэтому влюбляется в него. В любви она
готова даже на самопожертвование, на пре-
небрежение законами общества, готова пер-
вая открыться в своей любви. Она надеется
услышать ответные слова и от Печорина, но
тот молчит. Любила ли она Печорина? Да,
любила, но любила созданный ею образ, а не
настоящего Печорина. Настоящего Печорина
она не знала, не понимала, да и не стреми-
лась понять. Для Печорина она была лишь
очередным увлечением, новой игрой, которой
он увлекался, пока она ему не наскучила.
Мери не смогла понять, что Печорин — на-
стоящий, а Грушницкии — подделка, она стре-
милась дать Печорину то счастье, которого хва-
тило бы только для Грушницкого. В этом ее
беда. Но мы искренне жалеем Мери и осуж-
даем Печорина, осуждаем за то, что он за-
бавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно
понимает, какие страдания приносит девуш-
ке, но не жалеет ее, а наслаждается происхо-
дящим: «…она проведет ночь без сна и будет
плакать. Эта мысль мне доставляет необъят-
ное наслаждение: есть минуты, когда я пони-
маю Вампира…»
И наконец, Вера, которую Печорин лю-
бит. За что? Он сам говорит, что она — един-
ственная женщина, которая смогла понять
его и принять со всеми достоинствами и не-
достатками. Да, Вера сумела полюбить Печо-
рина таким, каков он есть. Но взаимоотно-
шения Печорина и Веры гораздо сложнее,
чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или
Печорина и Мери. Лермонтовский герой —
натура двойственная и противоречивая.
С одной стороны, он устал любить, разуве-
рился в женщинах и теперь требует только
любви для себя. Вера дает ему эту любовь.
С другой стороны, Печорин — эгоист, охот-
ник за приключениями, для которого глав-
ное — добиться поставленной цели. Вера за-
мужем, и ему интересно добиться любви за-
мужней женщины.
Печорин искренне страдает, когда полу-
чает от Веры последнее письмо. Он загоняет
лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувст
ва его мимолетны. Еще мгновение — и перед
нами снова холодный, расчетливый человек,
у которого рассудок берет верх.
Всем женщинам, с которыми сталкивает-
ся Печорин, он приносит одни страдания.
Впрочем, от одиночества и непонятости стра-
дает и сам Печорин.
Лермонтов пополнил галерею женских
образов русской литературы своими герои-
нями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние,
пластичность Бэлы и загадочность «унди-
ны «-контрабандистки придают неповторимое
очарование лермонтовской прозе.


ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (вариант 2)