Женские образы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Столько стихов, рассказов, романов, повестей посвящено русской женщине! Ей посвящали и посвящают музыку, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится весь белый свет.

Особенно впечатляюще в русской литературе воспеты женщины. Изображая в своих произведениях лучших героинь, писатели выражали через их образы свою жизненную философию. Роль женщины в обществе очень важная.

О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить «пленительные». И это, действительно, правда. Женщина

— источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Как нельзя лучше раскрывают эти слова характер главного героя романа М. Ю. Лермонтова и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя — Печорина, представляет собой этот роман. В каждой из новелл Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.

Тесно

переплетается судьба Печорина с судьбами четырех женщин: черкешенки Бэлы, длинноволосой «ундины», подруги контрабандиста Янко, княжны Мери и княгини Веры ; галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, «хорошенькой дочки старого урядника» .

Ни друг с другом, ни с другими персонажами героини не вступают в отношения. Они предстают как своего рода зеркало, отражающее те или иные стороны характера и духовного мира Печорина. Однако женские образы имеют и самостоятельное значение.

Первая из повестей посвящена Бэле, шестнадцатилетней дочери черкесского князя, и названа ее именем. Вспоминая Бэлу, рассказчик рисует пленительный образ юной горянки: «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…». Бэла — «дева гор», выросшая в естественной среде, в окружении гордых и горячих людей.

Она легка и грациозна, но в то же время пуглива и «дика». Героиня необразованна и с трудом изъясняется на русском языке, но ее глаза говорят о напряженной внутренней борьбе: они то «заглядывают вам в душу», то сверкают, «будто два угля», то тускнеют от горя.

Юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча, поразила главного героя сразу. Печорин, увидев ее впервые, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены, и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой».

Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.

Бэла — это сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Совершенно по-другому выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество «Пятигорска, где пребывал герой.

Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская очень молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Естественно, она не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Мери хочется жить с некоторым тщеславием, блеском, как принято в их знатном обществе. Она становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным.

Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя тайная цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Печорин — неординарная личность, почему же ему так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей, ведь он по-своему искал все это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не находилось.

Лермонтов, на мой взгляд, ставил перед собой задачу шире, чем показ девушек, молодых, неопытных, несчастных, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина показана автором в набросках. Целиком этого чувства мы не видим. Печорин плакал, когда, догоняя Веру, загнал коня.

Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он снова стал самим собой. А Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Герой не был счастлив с ней, она была чужой женой, а это, разумеется, было невыносимо больно для самолюбия.

Это не для Печорина! Может быть, поэтому он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами. Видимо, это была компенсация за потерянное равновесие.

Свою причастность к Печорину Лермонтов отрицает, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако, отношения Печорина и Веры — это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов безответно любил Вареньку всю свою недолгую жизнь. Он писал о ней:

У ног других не забывал я взор твоих очей,

Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней.

Очень похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк главного героя романа. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Замечательная книга Новикова «О душах живых и мертвых» написана о короткой и яркой жизни М. Ю. Лермонтова, о нем создано много критических статей и заметок. Пушкин — создатель первого реалистического романа современности в стихах, Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается глубиной психологического анализа, которая, позволяет видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого.

Не случайно М. Ю. Лермонтов уделил огромное внимание женским образам в своем замечательном романе. Ни одна серьезная проблема не может быть рассмотрена без прекрасной и лучшей половины человечества, без ее интересов, переживаний и чувств, тем более проблема героя и времени. Писатель использовал принцип, явившийся одним из открытий в романе: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление.

Итак, изображение женских образов в романе придало и самому роману и главному герою неповторимость, свежесть и четкость восприятия, а также те переживания, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.


Женские образы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова