Женские образы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”



В произведениях Лескова перед нашим взором предстает жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно “глубь” русской жизни привлекала писателя.
Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в “Очарованном страннике”. Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.
Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, – это “барынька”, дитя которой “воспитывал” Иван Флягин. Судьба ее пересекается практически со всей женской половиной России: “Замуж в своем месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…”.
Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у “барышни” даже имени нет в произведении – это типически обобщенный образ. Но эта героиня

пыталась бороться за свое счастье и поэтому сбежала с “ремонтером”.

Однако у мужа осталось “дите”, к которому рвется сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает ее обратно к ребенку: “И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”.
Главный герой “соломоновским” способом испытывает истинность любви матери, а заодно и ее избранника: “Ну, тяни его: на чию половину больше оторвется”. Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтер “бросил тянуть”, говорит о многом.
Этой “барыньке” повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да “любиться” с “ремонтером”, самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев?..
Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.
Но, несомненно, самый яркий образ повести – это цыганка Грушенька. Ее судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Это цыганка неземной красоты. “Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовется”, – говорит о ней Флягин.
Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек “пылкий был, но переменчивый”. Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему.

Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на все, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал.

Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под “конвой” трех “девиц-однодворок”. Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, “хоть и была тяжелой”. Встретившись с Иваном, она попросила его: “Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство…

Ударь меня раз ножом против сердца”.
Груша не могла решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: “Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку”.

И Иван Северьянович спихнул девушку “с кручины в реку”, взял ее грех на себя.
Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности?

Загубить “невинную душу?” Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что “опротивела ему”. Смерть – единственный выход для героини, ведь она не могла “успокоиться смирением” и “простить ради прошлых минут счастья”.
Груша – такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень.

Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном – избавить ее от греха самоубийства.
Совершенно противоположный тип женщины – Евгения Семеновна. Она “имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил”. В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. “Прохладная кровь с парным молоком”, – так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами.

Евгения Семеновна – приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.
Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал Н. С. Лесков в “Очарованном страннике”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Женские образы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”