“Женщине” анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение “Женщине” написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл “Еще сказка”. Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике “Tertia Vigilia”. В стихотворении нет посвящения определенной женщине. В 25 лет Брюсов женился на француженке Иоанне Рунт, гувернантке младшей сестры.
Любимая жена была для него почти божеством. Но женщина, изображенная в стихотворении, не только несет в себе черты Иоанны Рунт, но и других возлюбленных Брюсова. Это обобщенный образ возлюбленной – загадочной женщины, королевы, богини.
Литературное направление и жанр
Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и ее суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка…
Жанр стихотворения – философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идет в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух катренов
Антитезис второго катрена обращен не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.
В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором – развязка. Синтез сонета о женщине в том, что ее противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она “права” этим.
Лирический герой усиливает ее возвышение от “права” до царственности (звездная корона) и божественности.
Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала.
Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.
Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, ее разгадывающий.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – сравнение и метафора. Женщина сравнивается с книгой между книг и свернутым запечатленным свитком. В этом образе сразу несколько важных качеств женщины: тайна, которую необходимо разгадать, мудрость, которую нужно увидеть. С помощью метафор подчеркивается наполненность женщины (избыток дум и слов).
Образы свитка и книги как символических женских предметов отсылают к философии Фрейда. Последняя строка-метафора – мостик к следующему катрену. Почему безумен каждый миг можно понять из дальнейших рассуждений.
Вторая строфа является антитезой к первой. Женщина сравнивается с ведьмовским напитком. Метафора “напиток жжет огнем” – оксюморон, как и “пьющий пламя”.
Противоречие заключено и в последней строчке катрена: мало того, что человек испытывает мучения, когда пьет, он еще и бешено славословит в это время. Так Брюсов символически описывает противоречивую натуру женщины.
В первом терцете женщина сравнивается с божеством. Метафоры “убрана короной звездной” и “наши бездны” разворачивают пространство, обитаемый мир в бесконечность, туда же простирается женская божественная сущность.
В последней строфе символически описаны “подвиги” мужчины во имя женщины с помощью метафор “влечем ярем железный”, “служим, тверди гор дробя”. Если первый терцет говорит о влиянии женщины в пространстве, то второй – о значении женщины во времени (от века).
Размер и рифмовка
Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд. То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются. Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что ее можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик.
Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретет рифмовку абба бввб гдг дее.
Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной – железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует ее гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Мужская и женская рифмы чередуются.