Жанровое своеобразие романа “Отцы и дети” Тургенева И. С

… со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев
По жанру “Отцы и дети” (1861) – роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.
Тема романа “Отцы и дети” – изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права “сверху”.

Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы.

Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своем романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.
В “Отцах и детях” представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы

самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России.

Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества – демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров – дворянин во втором поколении – в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причем не дворянским, а разночинским.

Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название “новые люди”, именно благодаря этому герою роман “Отцы и дети” представляет серьезный историко-литературный интерес.
Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический.

Сходным образом построена комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”: идеологические противники – Чацкий и представители фамусовского общества – спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т. д.). В “Отцах и детях” идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т. д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII).

В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: “Мой дед землю пахал” (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения.

Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.
Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль “гроша медного не стоит” (X); что природа – пустяки, что родительская любовь – надоедливое чувство.
Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своем нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в нее. Так Базаров наличном опыте узнает, что идеальная любовь все-таки существует, – он сам страдает от неразделенной любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник” (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы.

Влюбленный Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, еще очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.
Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признает силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами.

Во-вторых, смерть Базарова, изображенная в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д. И. Писарев в своем разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены еще два “нигилиста-прогрессиста” – Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.
Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: “Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие” (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.
Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя “настоящая свинья в кусте” (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров – человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придает одежде.

Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: “Не богам же (…) горшки обжигать” (XIX).

Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

“Отцы и дети” – психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма (“принцип айсберга”) писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намекам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф. М. Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л. Н. Толстого.

По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: все это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.
Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестер Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой.

И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадежно, Аркадию не под силу.
Итак, в центре социально-психологического романа “Отцы и дети” стоит новый герой эпохи – “новый человек” – Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50-60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.
Н. Г. Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе “Что делать?” “новые люди” описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую “золотую середину”, трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают свое человеческое достоинство, не унижая чужого. Н. С. Лесков оценивал “новых людей” со стороны и весьма критически, поэтому в романе “Некуда” изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над “муравейником” (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесет им и материальное благополучие.
Тургенев, определяя свое место в политической борьбе 60-х годов, предпочел остаться с “отцами”. Иными словами, Тургенев смотрел на “новых людей” со стороны, но как мудрый “предок”, который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к “новым людям” делает роман “Отцы и дети” особенно интересным, а образ Базарова – ярким и убедительным.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жанровое своеобразие романа “Отцы и дети” Тургенева И. С