Жанровое своеобразие поэмы “Медный всадник” Пушкина А. С
История народа принадлежит Поэту.
А. С. Пушкин
“Медный всадник” (1833) – лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее “Петербургская повесть”. Можно предположить, что подзаголовок “Медного всадника” является не определением жанра, а указанием на “истинность происшествия”. Именно в таком значении употреблял термин “a tale” (повесть) Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм.
Определение “петербургская” должно было подчеркнуть местный колорит
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну сейчас повествованье, (вступление)
Эпическая часть поэмы поднимает серьезные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о “маленьком человеке”, мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому
Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что “маленький человек” беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” (II) не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе!..” (II). Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения.
Таким образом, получается, что две идеи (социальная и философская) тесно переплетаются в поэме, что придает произведению художественную цельность.
У Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы – Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника – Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы, то есть, как бы теперь сказали, о геополитических интересах России:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе, (вступление)
А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.
Лирическое содержание поэмы, то есть авторское отношение к героям и событиям, выражается обычными (например, лексикой) и необычными средствами (особой интонацией). Пушкин подчеркивает сочувствие Евгению многозначным словом “бедный” (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру – многозначным словом “кумир” (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения). Оба эти слова употребляются в тексте поэмы в нерасчлененном значении, что углубляет авторскую оценку: “бедный, бедный мой Евгений” (II), “безумец бедный” (II); “кумир на бронзовом коне” (I, II). Иногда голоса автора и его героя-“маленького человека” сливаются так, что трудно различить, кому принадлежат слова:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе! (II)
Кроме того, в поэме Пушкин использует приемы различных художественных стилей: одический (торжественный, возвышенный) и идиллический (умиротворенный, интимный). Вступление – гимн Петру, основавшему дивный город, ода великому человеку, на столетия определившему судьбу России. Здесь поэт избегает обыденных выражений, предпочитает старославянские слова и формы:
На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко…(вступление)
Рассуждения Евгения о своей жизни – идиллия, показывающая обычную жизнь простого человека, его мечты о личном счастье. В этом случае язык прост, часто употребляются разговорные выражения: “жизнь куда легка” (I), “оно и тяжело, конечно” (I), “препоручу хозяйство” (I).
Одический стиль снова появляется в кульминационной сцене поэмы – при объяснении сумасшедшего Евгения с Медным всадником:
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло…(II)
Точно выбранная стилевая манера подчеркивает значение этой сцены, где “маленький человек” на равных говорит с “грозным царем” и пророчит ему возмездие.
Итак, “Медный всадник” – лиро-эпическая поэма. После торжественного вступления (похвалы Петру и его творению – Петербургу) читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы: вместо значимого в истории нации события – частный случай (наводнение в Петербурге), вместо образцового героя – ничтожный чиновник, вместо ясного нравственного урока – нарочитое отсутствие морали, вместо однородных “звучных стихов” – смешение оды и идиллии.
Таким образом, Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.
Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:
И. обрашен к нему спиною.
В неколебимой вышине.
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне. (I)
Поэму пронизывает сочувствие “маленькому человеку”. Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой “маленький человек” обречен на гибель.
В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.