Жанровое своеобразие пьесы “На дне” Горького М. Ю

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Г. Р. Державин
По жанру пьеса “На дне” (1902) – драма, при этом ее жанровое своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания.
В пьесе изображается жизнь “бывших людей” (босяков, воров, бродяг и т. п.), и это является темой социального содержания данного произведения. Горький начинает

пьесу с того, что в первой ремарке дает описание ночлежки: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой.

Одно окно под потолком” (I). И в этих условиях живут люди! Драматург подробно показывает разных ночлежников из заведения Костылева. Основные герои в пьесе имеют короткую биографию, по которой можно судить, что за люди попали на “дно” жизни.

Это бывшие уголовники, отсидевшие разные сроки в тюрьме (Сатин, Барон), запойные пьяницы (Актер, Бубнов), мелкий вор (Пепел), разорившийся ремесленник (Клещ), девица легкого поведения (Настя) и т. п. Стало

быть, все ночлежники – люди определенного сорта, их принято называть “отбросы общества”.
Описывая “бывших людей”, Горький показывает, что у них нет никакой возможности подняться со “дна”. Особенно ярко эта идея раскрывается в образе Клеща. Он – мастеровой, хороший слесарь, однако вместе с больной женой оказался в ночлежке.

Клеш объясняет катастрофический поворот в своей судьбе тем, что он разорился из-за болезни Анны, которую, между прочим, сам довел побоями до болезни. Он гордо и решительно заявляет ночлежникам, что они ему не товарищи: они бездельники и пьяницы, а он честный труженик. Обращаясь к Пеплу, Клещ говорит: “Ты думаешь – я не вырвусь отсюда?

Вылезу…” (I). Клещу так и не удается исполнить свою заветную мечту: формально потому, что для похорон Анны нужны деньги, и он продает свои слесарные инструменты; по сути потому, что Клещ хочет благополучия только для себя. В последнем действии пьесы он обитает все в той же ночлежке. Он уже не думает о достойной жизни и вместе с другими босяками бездельничает, пьет, играет в карты, совершенно смирившись со своей участью.

Так Горький показывает безысходность жизни, отчаянное положение людей на “дне”.
Социальная идея пьесы заключается в том, что люди на “дне” живут в нечеловеческих условиях, а общество, которое допускает существование таких ночлежек, несправедливо и негуманно. Таким образом, в пьесе Горького выражен упрек современному государственному устройству России. Драматург, понимая, что в своем бедственном положении ночлежники во многом виноваты сами, все-таки сочувствует им и не делает из “бывших людей” отрицательных героев.
Однозначно отрицательными персонажами у Горького являются только хозяева ночлежки. Костылеву, конечно, далеко до настоящих “хозяев жизни”, но и этот “хозяйчик” – беспощадный кровосос, который не стесняется “накинуть денежку” (I), то есть повысить плату за проживание в ночлежке. Денежка, как он сам объясняет, нужна ему, чтобы купить лампадного маслица, и тогда перед его иконами лампада будет неугасимой.

При своей набожности Костылев не стесняется обижать Наташу, попрекая ее куском хлеба. Под стать хозяину ночлежки его жена Василиса, порочная и злобная женщина. Чувствуя, что любовник Васька Пепел охладел к ее прелестям и влюбился в Наташу, она решает разом отомстить и ненавистному мужу, и изменнику Ваське, и счастливой сопернице-сестре.

Василиса подговаривает любовника убить мужа, обещая за это и деньги, и согласие на брак с Натальей, но Пепел быстро понимает хитрость надоедливой любовницы. И Костылев, и Василиса, как их изображает Горький, – лицемеры, готовые ради выгоды переступить любые нравственные и юридические законы. Социальный конфликт в пьесе завязывается как раз между постояльцами и хозяевами ночлежки.

Правда, Горький не заостряет этот конфликт, так как ночлежники совершенно смирились со своей участью.
В пьесе представлены герои отчаявшиеся, раздавленные жизненными обстоятельствами. Можно ли им помочь? Как их поддержать?

Что им нужно – сочувствие-утешение или правда? И какая правда? Так в пьесе “На дне” в связи с социальным содержанием возникает философская тема о правде и лжи-утешении, которая начинает активно разворачиваться во втором действии, после появления в ночлежке странника Луки. Этот старик совершенно бескорыстно помогает советами ночлежникам, но не всем подряд.

Он, например, не стремится утешать Сатина, потому что понимает: этот человек не нуждается ни в чьем сочувствии. Нет душеспасительных разговоров у Луки с Бароном, так как Барон – глупый и пустой человек, тратить на него душевные силы бесполезно. Давая советы, старик не смущается, когда одни герои принимают его сочувствие с благодарностью (Анна, Актер), а другие – со снисходительной иронией (Пепел, Бубнов, Клещ).
Однако реально получается, что Лука своими утешениями помогает только умирающей Анне, успокаивая ее перед смертью. Остальным героям его бесхитростная доброта и утешение помочь не могут. Лука рассказывает Актеру о больнице для алкоголиков, в которой бесплатно лечат всех. Он поманил безвольного пьяницу красивой мечтой о быстром излечении, только это он и мог сделать, а Актер повесился.

Подслушав разговор Пепла с Василисой, старик пытается отговорить парня от покушения на жизнь Костылева. Василий, по мнению Луки, должен вырвать Наташу из семьи Костылевых и уехать с ней в Сибирь, а там начать новую, честную жизнь, о которой мечтает. Но добрые советы Луки не могут остановить трагических событий: Василий случайно, но все-таки убивает Костылева, после того как Василиса из ревности жестоко калечит Наталью.
В пьесе практически каждый герой высказывает свое мнение по поводу философской проблемы о правде и лжи-утешении. Приведя Актера к самоубийству, а историю любви Васьки Пепла к трагическому финалу, Горький видимо выражает свое отрицательное отношение к утешительству Луки. Однако в пьесе философская позиция старика подкрепляется серьезными аргументами: Лука, видя во время странствий только нищету и горе простого народа, вообще разуверился в правде. Он рассказывает жизненный случай, когда правда доводит человека, верившего в праведную землю, до самоубийства (III).

Правда, как считает Лука, – это то, что тебе нравится, что ты считаешь правильным и справедливым. Например, на каверзный вопрос Пепла, есть ли Бог, старик отвечает: “Если веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…” (II). Когда Настя рассказывает в очередной раз о своей прекрасной любви и никто из ночлежников ей не верит, она со слезами в голосе кричит: “Не хочу больше!

Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются…”. Но Лука успокаивает ее: “…ничего… не сердись! Я – знаю…

Я – верю. Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!

Была!” (III).
Бубнов тоже рассуждает о правде: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?” (III).

Такая правда не помогает человеку жить, а только давит и унижает его. Убедительной иллюстрацией подобной правды является маленький эпизод, который выясняется из разговора Квашни и сапожника Алешки в конце четвертого действия. Квашня под горячую руку бьет своего сожителя – бывшего полицейского будочника Медведева. Делает она это легко, особенно потому что никогда, наверное, не получает сдачи: ведь Медведев любит ее и, кроме того, боится, что она прогонит его, если он будет вести себя, как ее первый муж.

Алешка “для смеху” сообщил всей округе правду о том, как Квашня “за волосы таскала” своего сожителя. Теперь над солидным Медведевым, бывшим городовым, потешаются все знакомые, а ему такая “слава” обидна, он от стыда “пить начал” (IV). Вот результат правды, которую проповедует Бубнов.
Поднимая проблему правды и лжи-утешения, Горький, конечно, хотел высказать и собственное мнение по этому философскому вопросу. Принято считать, что авторскую точку зрения озвучивает Сатин, как самый подходящий для этой роли герой пьесы. Здесь имеется в виду знаменитый монолог о Человеке из последнего действия: “Что такое правда? Человек – вот правда! (…) Надо уважать человека!

Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! (…) Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” (IV). Это высокая правда, которая поддерживает человека, воодушевляет его в борьбе с жизненными препятствиями. Именно такая правда, по Горькому, нужна людям.

Иными словами, в монологе Сатина о Человеке выражена идея философского содержания пьесы.
Сам драматург не определил жанр своего произведения, а просто назвал “На дне” пьесой. Куда же следует отнести эту пьесу – к комедии, драме или трагедии? Драма, как и комедия, показывает частную жизнь героев, но, в отличие от комедии, не высмеивает нравы героев, а ставит их в конфликтные отношения с окружающей жизнью.

Драма, как и трагедия, изображает острые социальные или нравственные противоречия, но, в отличие от трагедии, избегает показывать исключительных героев. В пьесе “На дне” Горький ничего не высмеивает; наоборот, в финале погибает Актер. Однако Актер совсем не похож на трагического героя, который готов утверждать свои идейные убеждения и нравственные принципы даже ценой собственной жизни (как Катерина Кабанова из пьесы А. Н. Островского “Гроза”): причина смерти горьковского персонажа – слабость характера и неспособность противостоять жизненным трудностям.

Следовательно, по жанровым признакам пьеса “На дне” – драма.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что драма “На дне” является замечательным художественным произведением, где ставятся-переплетаются две проблемы – проблема социальной справедливости в современном автору российском обществе и “вечная” философская проблема о правде и лжи-утешении. Убедительность горьковского решения этих проблем можно объяснить тем, что драматург не дает однозначного ответа на поставленные вопросы.
С одной стороны, автор показывает, как трудно подняться со “дна” общества. История Клеща подтверждает, что надо менять социальные условия, которые породили ночлежку; только все вместе, а не в одиночку бедняки могут добиться достойной жизни. Но, с другой стороны, ночлежники, развращенные безделием и попрошайничеством, сами не желают трудиться, чтобы выбраться из ночлежки.

Мало того, Сатин и Барон даже прославляют безделие и анархизм.
Горький, по его собственному признанию, задумал разоблачить в драме “На дне” идею прекраснодушной, убаюкивающей лжи-утешения и Луку, главного пропагандиста идеи утешения. Но образ необыкновенного странника в пьесе вышел очень сложным и, вопреки замыслу автора, очень привлекательным. Словом, однозначного разоблачения Луки не получилось, о чем писал сам Горький в статье “О пьесах” (1933). Еще совсем недавно фраза Сатина (надо не жалеть человека, а уважать) понималась буквально: жалость унижает человека.

Но современное общество, кажется, отходит от подобных прямолинейных суждений и признает не только правду Сатина, но и правду Луки: слабых, беззащитных людей можно и даже нужно жалеть, то есть сочувствовать и помогать им. В таком отношении для человека нет ничего позорного и оскорбительного.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жанровое своеобразие пьесы “На дне” Горького М. Ю