Жанровая специфика литературной биографии Плутарха



Лояльный гражданин империи, человек умеренных и консервативных взглядов. Вне сферы новых литературных веяний, примыкает к эллинистической манере изложения. “Параллельные жизнеописания” – серия парных биографий, причем каждый раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятели. Заключитальная часть – сравнения. Есть и отдельные биографии, видимо, более ранние.

Сильный романофильский уклон; часто искусственный подбор пар. Каждая биография – отдельное целое, сравнение – лишь привесок. 23 пары жизнеописаний. Крупнейший

представитель биографического жанра в греческой литературе, но сам жанр гораздо древнее и разрабатывался с 4 века до н. э. Свои особенности:

1. Личность понималась статически, как некий законченный характер. Никогда не отображает процесса становления личности. Если и есть, то только в автобиографиях.

Личность вне связи с ист обстановкой, соц силами.

2 основных вида биографии: справочно-антикварная и биография-характеристика, которая воссоздает образ деятеля, и все события жизни интересны лишь потому, что освещают характер. Пишет жизнеописания, а не историю. Незначительные поступки поэтому

иногда оказываются гораздо показательней, чем исторические глобальные события.

Создание целостного и выпуклого образа с помощью мозаики мелких штрихов. Не брезгует анекдотом, сплетней, добиваясь занимательного и наглядного рассказа, иногда драматичного. Но вместе с тем иногда прерывает рассказ морализирующим размышлениями – остается моралисом.

Биографии имеют назидательную цель, и поэтому герои иногда идеализируются. Высокие моральные качества. Но не ограничевается серией добродетельных героев – парная биография Деметрия Полиокрета и Марка Антония тому пример.

Немногие греческие писатели пользовались потом такой же популярностью. Гуманисты, византийцы, Шекспир по нему создал “Антония и Клеопатру” и “Юлия Цезаря”, причем не так много ему пришлось изменять. 17 – множество жизнеописаний наподобие.

Почти все биографии строятся по одной схеме: происхождение героя, его род, семья, юные годы, воспитание, деятельность и смерть. Вся жизнь человека, рисуемая в морально-психологическом аспекте. Часто мораль сначала, обращение к другу, иногда неожиданно обрывается (“Александр”), символизируя внезапную смерть.

Насыщены афоризмами и анекдотами. Предсмертные Демосфена слова. Стремится выделить главные черты в характере не только человека, но и народа – буйство толпы, когда хоронят Цезаря, страстное соперничество греков.

Брут, Аристид.

Мастер психологических деталей, ценит не только внешие, но и внутренние черты (о Клеопатре в Антонии). Цезарь сам разжал пальцы, видя, как его убивает Брут. Цицерон сам вытягивает шею под меч.

Умеет набросать широкими мазками трагическое полотно – смерть Клеопатры. Трагизм чел жизни рисуется как результат превратностей и вместе с тем закономерносн\тей судьбы. Много предзнаменований – войско А, например, ведут вороны.

Понимает жизнь человека как некое театральное представление – Цезарь убит рядом со статуей Помпея, убитого из-за него.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жанровая специфика литературной биографии Плутарха