Жанровая система реализма



В каждом литературном направлении составляется своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают видные места, оказывают ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом. Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней начали играть прозаические жанры – роман, повесть, рассказ.

Бесспорно,

это было обусловлено теми глубинными сдвигами и изменениями, которые произошли вследствие стабилизации буржуазного устройства и той “прозаизации” жизни, о которой уже упоминалось.

Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отображения. Затем роман раскрывает заложенные в нем возможности и возникает, как универсальный жанр относительно охвата разных сфер жизни, в частности тех, что традиционно считались “неэстетичными” или “непоэтическими”, и их “переплавка”

в высокие достижения искусства.

Роман – большой эпический жанр, который приобрел значительное распространение в литературе ХІХ ст. (хотя зарождение этого жанра относится еще к временам античности). Роман воссоздает жизнь во всей ее полноте и разнообразии. В основу романа чаще всего положены изображение судьбы героя (или нескольких героев) на протяжении продолжительного времени, иногда – даже нескольких поколений.

События, связанные с судьбой персонажей, по обыкновению разворачиваются на широком историческом и общественном фоне. Характер человека в романе воспроизводится в его связи с социально-исторической средой.

Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни, показать проблемы общечеловеческого значения, уделить внимание процессу формирования и эволюции личности. В реалистической литературе появилось много ответвлений романного жанра, которые нередко называют жанрами, хотя точнее было бы определить их как жанровые разновидности романа. Так, социально-бытовой роман имеет целью исследования процессы социальной жизни, повседневную действительности, обычаи и представления, характерные для общества (или его прослоек) в определенную эпоху.

В центре внимания психологического романа находится внутренний мир личности в его обусловленности конкретными историко-общественными факторами.

В рамках социально-психологического романа происходит объединение и взаимодействие тенденций, присущих социально-бытовому и психологическому. В некоторых реалистических произведениях к этим аспектам добавляется широкая философская проблематика, которая дает основания определять их как философские романы. Впрочем, несмотря на мощное развитие реализма в середине XIX ст., он не был всеохватывающим художественным направлением.

Это касается не только некоторых видов искусств (например, музыки, которая осталась преимущественно романтической), а и литературы, определенных ее родов и жанров.

Реализм масштабно показался в эпических прозаических жанрах, но этого отнюдь нельзя сказать о лирике (в европейских и американской литературах середины XIX ст. она, в отличие от прозы, осталась преимущественно романтической) и отчасти о драматургии (в драматургии большинства европейских стран реализм утверждается приблизительно в последней трети XIX ст.). Чем же объясняется слабое развитие лирической поэзии в реалистической литературе? Отвечая на этот вопрос, нужно принять во внимание, во-первых, внелитературные факторы, в частности “прозаичный” характер действительности буржуазной эпохи, которая создавала духовную и эмоциональную атмосферу, неблагоприятную для расцвета лирической поэзии. Во-вторых, внутренние факторы – в частности специфику реализма как художественной системы, ориентированной на внешний, прежде всего социальный мир, его исследование и аналитическое отображение.

Это не означает, что личность, субъективный мир не интересовали реалистов, – речь идет о преобладающей направленности на объективно существующее, развертывание произведения в объективном временном пространстве, в который включается личность и ее внутренний мир.

Тем временем, романтизм является искусством, ось которого смещена в область субъективности, духовной и душевной жизни личности. Конечно, эта жизнь не прекращалась и в эпоху буржуазной прозы, однако художественно воплощалось преимущественно в лирической поэзии романтического типа или же в близких к ней формах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Жанровая система реализма