Жанр социального романа
Что такое социальный роман и каковы его особенности?
Предназначением социального романа выступает создание характеристики общества в конкретную эпоху. Главная задача и особенность такого романа – созданные автором индивидуальности имеют тесную взаимосвязь с социальными группами, вступившими в схватку. Социальный вопрос отодвигает всевозможные вопросы личного благоустройства отдельно взятых индивидуумов на задний фон.
Что лежит в основе социального романа?
Как правило, благо народных масс (Salus populi) противопоставляется
Стоит отметить, что формулу Солипсизма отчасти использовал Декарт, а также Кант. В Современной литературе ею воспользовался А. Введенский.
Отличительные черты социального романа
Таким образом, тема любовных отношений меняется темой голода, а первый любовник, салонный герой замещаются трибунами угнетенных масс, вождем и борцом. Все дело в том, что пафос социального романа заключается вовсе не
Социальный роман зародился и развивался в тесной связи с эпохами натиска и бури, когда рушились старые порядки, надвигалась катастрофа социального характера, а впоследствии наступала ломка, полное переустройство социальных отношений.
- Жанр романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В истории становления и развития английского реализма Роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфилд” (1849-1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как “Холодный дом” и “Крошка Доррит”, этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев. “Дэвид Копперфилд” – первый и единственный опыт писателя […]...
- Жанр романа “Война и мир” Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения. И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания “Войны и мира” не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т. д. Это позволяет характеризировать его как […]...
- Теодор Фонтане: родоначальник немецкого социального романа Отцом немецкого социального романа по праву может быть назван Теодор Фонтане (1819-1898). Его романы – это произведения художника-реалиста, поднявшегося до глубокого и объективного изображения действительности. В его произведениях авторская воля управляет действием скрыто, на поверхности же происходит как бы саморазвитие жизни. Много места занимают в них диалоги. Герои Фонтане охотно беседуют или спорят друг с […]...
- Жанр романа А. Н. Толстого “Петр Первый” Жанр романа А.Н. Толстого “Петр Первый”. Вспомните, какие исторические романы в русской классической литературе вам известны. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика романа на историческую тему в сравнении с произведением о современности? Необходимо подчеркнуть следующие особенности исторического романа. В его основе лежат события и факты, которые уже завершены и отдалены от момента создания произведения. […]...
- Сюжет, композиция, жанр романа “Мастер и Маргарита” < p>Жанровая уникальность романа “Мастер и Маргарита” – “последнего, закатного” произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский Роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В “Мастере и Маргарите” весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества […]...
- Жанр исторического романа в английском романтизме Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской (в т. ч. шотландской) истории в ее переломные моменты – “Песни шотландской границы”, “Песнь последнего менестреля”, “Дева озера Уэверли”, “Пуритане”, “Роб Рой”, “Айвенго”, “Квентин Дорвард”. (1771-1832), английский поэт, прозаик, историк. В 1805 поэма собственного […]...
- Жанр и композиция романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По […]...
- Жанр, идеи и герои романа “Война и мир” Л. Н. Толстого В центре романа – эпохальное историческое событие – Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире – события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачивается спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого […]...
- Жанр и композиция романа “Преступление и наказание” Жанр и композиция. Жанрово-композиционная структура романа сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня – Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников – Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное […]...
- Жанр романа (о творчестве Ф. М. Достоевского) Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Роман (бессмертное произведение)ы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное […]...
- Жанр романа Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Романы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное преступление. Жанр […]...
- О. де Бальзак – выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа, автор “Человеческой комедии” Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; раскрыть роль Украины в судьбе художника; развивать навыки восприятия информации на слух, умение готовить сообщения и презентовать их, выделять главное, высказывать свои мысли и отстаивать их; воспитывать оптимистичное мировосприятие, эстетичные вкусы. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к его биографии, выставка книг художника, произведений о […]...
- Сюжет, композиция и жанр романа < p>Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием “Герой нашего времени”, составили Роман в двух частях. Если же расположить главы романа – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани […]...
- Жанр “романа воспитания” в творчестве Ч. Диккенса “Жизнь Николаса Никльби” “Приключения Оливера Твиста” (1837). Название – это дань традиции, так называли свои книги писатели 18 века. Вокруг главного персонажа кипят страсти. Однако главный герой не становится субъектом действия, он объект. Оливер твист – идеал. персонаж, в этом смысле он статичен, нас увлекают перипетии его судьбы, но не он сам, как личность. В […]...
- Жанр и сюжет романа “Красное и черное” Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поражающе своеобразным лицом”, принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации […]...
- Жанр и композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в природу “героя времени” и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, светская повесть, дневники, исповедь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы […]...
- Структура и жанр романа “В поисках утраченного времени” В сложной структуре романа “В поисках утраченного времени” нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. “Я” доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого “я”, говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица – это “Любовь Свана”, большая […]...
- Жанр романа “Герой нашего времени Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В “Герое нашего времени” проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма. В романтических произведениях обычно причины […]...
- Тематика и жанр романа “Война и мир” Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности […]...
- Тема денег как социального зла в драматургии XIX века В начале 60-х годов одной из наиболее значительных драм, посвященных дореформенной деревне, стала пьеса А. Ф. Писемского “Горькая судьбина”. Автор, несколько лет проработавший в губернском костромском правлении чиновником особых поручений, почерпнул сюжет из местной судебной практики. “Романтизировав” действительность, писатель организовал житейский материал по законам сцены. Главный герой драмы – Ананий Яковлев – “питерщик”, то есть […]...
- Жанровая особенность романа Приключения Оливера Твиста Произведение “Приключения Оливера Твиста” это первый реалистический роман, причем он первый не только в творческой работе Диккенса, но и во всей литературе Англии XIX века. Роман является отчетливым отражением демократизма замечательного английского писателя, его веры в благородство и ум обыкновенного человека. Это социальный роман, поскольку в нем описана жизнь различных слоев общества и его закономерности. […]...
- Жанр и композиция романа “Тихий Дон” Шолохова М. А Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над “Тихим Доном” его настольной книгой была “Война и мир” Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи […]...
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Историческая и обществоведческая проблематика романа И. А. Гончаров “Обломов”. Композиция и идея романа. Тема романа. (Гончаров И. А.) Любое классическое и художественное произведение так или иначе отражает историческую эпоху и общественную жизнь того времени, в котором оно писалось. Другими словами, мастер не может создавать шедевры в отрыве от времени, в котором он живет. В своем романе “Обломов” Гончаров показал какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь народа. Все это произошло из-за застоя […]...
- Бальзак и жанр исторического романа Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша кутается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и пишет, пишет… За работой он забывает даже о том, что голоден, а голоден он в эту зиму постоянно. Родители посылают ему очень мало денег. Вольно же […]...
- Проблема социального неравенства. По тексту А. П. Чехова На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука (ЕГЭ по русскому) Чехов – непревзойденный мастер рассказа. В короткое описание Антон Павлович умудрялся вкладывать большую смысловую нагрузку. Даже в обыденных, на первый взгляд, сюжетах писатель затрагивает важнейшие вопросы человеческого бытия и социального неравенства. Повествование о бедной девушке, перепутавшей подъезд и в итоге оказавшейся в поле зрения скучающего чиновника, тоже можно отнести к категории поучительных историй, обнажающих пороки […]...
- “Симплициссимус” – роман огромного социального значения Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху немецкой истории. Идеи и художественные достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с “Симплициссимусом”. Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия. Подлинное […]...
- Какова творческая история и судьба первых публикаций романа “Доктор Живаго”? Какова творческая история и судьба первых публикаций романа “Доктор Живаго”? Роман о судьбе своего поколения, столкнувшегося с лавиной трагических событий русской истории XX века, был задуман Пастернаком еще в 1918-1919 гг. Но окончательное решение о воплощении замысла было принято уже после второй мировой войны. В 1946 г. Пастернак в письме О. Фрейденберг писал, что начал […]...
- Тенденции социального развития в XVII веке Тенденции социального развития Соборное уложение 1649 г. стало важной вехой в выделении сословий в России, но окончательно они оформятся лишь в XVIII в. Российская социальная структура в XVII в. включала в себя духовенство (черное и белое), светских феодалов (боярство и дворянство, последнее именовалось “служилые люди по отечеству”), городское или посадское сословие (купечество, городские ремесленники и […]...
- Проблема идеального социального общества по тексту Тендрякова (ЕГЭ по русскому) Вступление Гармоничная жизнь в социуме, так прекрасна, но к сожалению, так не возможна в нашем обществе. На протяжении тысячелетий самые выдающиеся философы и писатели неоднократно поднимали эту тему. Но как бы печально не было, общество как и раньше проявляет больше жестокости, чем гуманизма. Еще в Древней Греции Платон написал великий труд “Государство” в котором стремился […]...
- Чехов – мастер социального типажа Определяющим в лаконичных новеллах-фрагментах А. Чехова является прежде всего их анекдотичность развязок, определенных неординарностью ситуаций. Неуважение человеческого достоинства, достоинства персонажа, который в условиях полицейского бюрократичного режима чинопочитания добровольно унижает себя. Показательной относительно этого есть повествование о смерти чиновника. “Смерть чиновника” А. Чехова – одна из лучших сатирических миниатюр, где банальная ситуация (пугливый чиновник Червяков ненарошно […]...
- Реализация идей трудового воспитания А. С. Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования Реализация идей трудового воспитания А. С. Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования. Трудовому воспитанию молодого поколения в России уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А. С. Макаренко. Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности. “Воспитание […]...
- Сущность социального конфликта в драме А. Н. Островского “Гроза” Пьеса А. Н. Островского “Гроза” вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные […]...
- Жанр и композиция Анализ по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Вот раскрыть эту-то “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на […]...
- Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа Школьное сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России […]...
- Театр социального действия в драмах Лорки Гораздо более зрелое мастерство обнаруживает Лорка в драме “Мариана Пинеда”, завершенной в 1925 году. Драматург на этот раз обращается к событиям истории: Мариана Пинеда – гранадская патриотка, казненная в 1831 году за участие в антиабсолютистском заговоре. Однако, взяв канву для своего произведения из исторических источников и народных романсов, Лорка менее всего озабочен стремлением к точному […]...
- Средневековый рыцарский роман (жанр) Средневековый рыцарский роман (жанр) Рыцарский роман – новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово “роман” относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово “романс”). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры. В отличие […]...
- Определение понятия “Жанр” ЖАНР – разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может […]...
- В. МАЯКОВСКИЙ – ПОЭТ БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВЕННОГО, СОЦИАЛЬНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА Взбуръся, баллад поэтовых – тина. Пойте теперь о новом – пойте – Демоне… В. Маяковский При первом знакомстве с творчеством Вла- димира Маяковского всегда возникает мно- жество вопросов, даже какое-то негодование. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная по- зиция борца, занятая поэтом, вступает в […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” История создания романа: годы написания – с 1928 по 1940 г., существует 8 редакций романа. Роман не мог быть опубликован в 40-е годы, русский читатель познакомился с ним только в 1966-67 гг. История публикации. Неоднозначное отношение публики и критики к роману. Жанровая специфика романа (соединение фантастических, философских, бытовых, автобиографических, сатирических и любовных жанровых черт). Особенности […]...