Жанр романа
Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Романы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное преступление.
Жанр романа насыщался драматическими элементами, превращающими его в своеобразный “роман-трагедию”.
В романах Тургенева, Гончарова, Л. Толстого сюжетное время может длиться месяцами, даже годами. У Достоевского же оно продолжается зачастую всего несколько дней.
Это вполне объясняется его художественными принципами: характеры действующих лиц даны уже сформировавшимися, поэтому писателю и не нужна большая временная дистанция, чтобы показать их постепенную эволюцию.
С точки зрения Гончарова, полноценным объектом художественного изображения могут быть только уже устоявшиеся
Вообще художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание к кризисным явлениям в жизни общества, в судьбах людей. Его романы строятся на изображении постоянных конфликтов, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически.
Конфликты, споры, полемика отражаются и во внутреннем мире героев, стремящихся найти свое место в жизни, найти свои ответы на вечные вопросы.
Related posts:
- Жанр романа (о творчестве Ф. М. Достоевского) Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Роман (бессмертное произведение)ы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное […]...
- Жанр романа “Война и мир” Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения. И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания “Войны и мира” не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т. д. Это позволяет характеризировать его как […]...
- Сюжет, композиция, жанр романа “Мастер и Маргарита” < p>Жанровая уникальность романа “Мастер и Маргарита” – “последнего, закатного” произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский Роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В “Мастере и Маргарите” весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества […]...
- Из истории романа Из истории романа Вспомните, какие романы вы читали. Обычно семиклассники называют “Таинственный остров” Ж. Верна, “Остров сокровищ” Р. Стивенсона, “Дубровский” А. С. Пушкина, “Дэвид Копперфилд”, “Жизнь и приключения Оливера Твиста”, Ч. Диккенса, “Королева Марго”, “Три мушкетера”, “Двадцать лет спустя”, “Граф Монте-Кристо” А. Дюма, “Айвенго” В. Скотта, “Княжна Тараканова” Г. П. Данилевского. Экранизацию каких романов смотрели […]...
- Жанр исторического романа в английском романтизме Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской (в т. ч. шотландской) истории в ее переломные моменты – “Песни шотландской границы”, “Песнь последнего менестреля”, “Дева озера Уэверли”, “Пуритане”, “Роб Рой”, “Айвенго”, “Квентин Дорвард”. (1771-1832), английский поэт, прозаик, историк. В 1805 поэма собственного […]...
- Жанр и композиция романа “Преступление и наказание” Жанр и композиция. Жанрово-композиционная структура романа сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня – Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников – Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное […]...
- Жанр и композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в природу “героя времени” и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, светская повесть, дневники, исповедь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы […]...
- Жанр романа А. Н. Толстого “Петр Первый” Жанр романа А.Н. Толстого “Петр Первый”. Вспомните, какие исторические романы в русской классической литературе вам известны. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика романа на историческую тему в сравнении с произведением о современности? Необходимо подчеркнуть следующие особенности исторического романа. В его основе лежат события и факты, которые уже завершены и отдалены от момента создания произведения. […]...
- Жанр и сюжет романа “Красное и черное” Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поражающе своеобразным лицом”, принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации […]...
- Жанр “романа воспитания” в творчестве Ч. Диккенса “Жизнь Николаса Никльби” “Приключения Оливера Твиста” (1837). Название – это дань традиции, так называли свои книги писатели 18 века. Вокруг главного персонажа кипят страсти. Однако главный герой не становится субъектом действия, он объект. Оливер твист – идеал. персонаж, в этом смысле он статичен, нас увлекают перипетии его судьбы, но не он сам, как личность. В […]...
- Жанр социального романа Что такое социальный роман и каковы его особенности? Предназначением социального романа выступает создание характеристики общества в конкретную эпоху. Главная задача и особенность такого романа – созданные автором индивидуальности имеют тесную взаимосвязь с социальными группами, вступившими в схватку. Социальный вопрос отодвигает всевозможные вопросы личного благоустройства отдельно взятых индивидуумов на задний фон. Что лежит в основе социального […]...
- Тематика и жанр романа “Война и мир” Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности […]...
- Жанр и композиция романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По […]...
- Жанр, идеи и герои романа “Война и мир” Л. Н. Толстого В центре романа – эпохальное историческое событие – Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире – события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачивается спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого […]...
- Жанр и композиция романа “Тихий Дон” Шолохова М. А Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над “Тихим Доном” его настольной книгой была “Война и мир” Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи […]...
- Структура и жанр романа “В поисках утраченного времени” В сложной структуре романа “В поисках утраченного времени” нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. “Я” доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого “я”, говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица – это “Любовь Свана”, большая […]...
- Бальзак и жанр исторического романа Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша кутается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и пишет, пишет… За работой он забывает даже о том, что голоден, а голоден он в эту зиму постоянно. Родители посылают ему очень мало денег. Вольно же […]...
- Сюжет, композиция и жанр романа < p>Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием “Герой нашего времени”, составили Роман в двух частях. Если же расположить главы романа – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани […]...
- Жанр романа “Герой нашего времени Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В “Герое нашего времени” проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма. В романтических произведениях обычно причины […]...
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Жанр романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В истории становления и развития английского реализма Роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфилд” (1849-1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как “Холодный дом” и “Крошка Доррит”, этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев. “Дэвид Копперфилд” – первый и единственный опыт писателя […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий человеческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недостижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека. Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческое сознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую настоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет он шагать в неизвестность […]...
- “Сон Обломова” как идейно-художественный центр романа Ивана Гончарова “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его […]...
- Средневековый рыцарский роман (жанр) Средневековый рыцарский роман (жанр) Рыцарский роман – новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово “роман” относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово “романс”). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры. В отличие […]...
- ЛЮБИМЫЙ ЖАНР И. А. БУНИНА Несомненная писательская заслуга Буни- на, прежде всего, состоит в развитии им и до- ведении до высокого совершенства чисто рус- ского и получившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести той свободной и необычайно емкой композиции, которая возникает как бы непосредственно из жизненного явления или характера и чаще всего не имеет “замкнутой” концовки, ставя- щей точку […]...
- Житийный жанр Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития – это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью “поведать миру” о жизни и подвигах человека, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке. Составление жития требовало огромных знаний, строгого соблюдения правил и композиции. Житию свойственна […]...
- Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина – это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а также использование множества пословиц и поговорок – усилили сказочность сатирических миниатюр Салтыкова-Щедрина. В своих сказках […]...
- Художественные особенности романа “Обломов” И. А. Гончарова Писатель-реалист, Гончаров считал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя – создание устойчивых типов, которые слагаются “из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц”. Эти принципы и определили основу романа “Обломов”. Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: “объективный талант”. В статье “Что такое обломовщина?” он подметил три характерных признака […]...
- Определение понятия “Жанр” ЖАНР – разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может […]...
- Жанр “Мцыри” ” Мцыри ” – одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр “Мцыри” Лермонтова определяется как поэма. Жанр поэмы считается в литературе одним из самых неоднозначных, поскольку успешно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику. В поэме “Мцыри”, […]...
- Сочинение на тему: “Сатирическая комедия Н. В. Гоголя как особый жанр русской литературы” Середина 19 века стала для России временем тяжелейшей реакции и репрессий после поражения восстания декабристов. Многие передовые люди той эпохи на себе испытали гонения со стороны властей. Усиление монархического гнета нашло свое отражение и в литературе того времени, в русской литературе тоже доминировали консерваторские настроения. Это привело к тому, что поддержкой правящих кругов пользовались бездарные […]...
- Жанр послания в лирике Александра Пушкина Послание – один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания – эпоха классицизма XVII-XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России – Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов […]...
- Жанр послания в лирике Пушкина Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение […]...
- Жанр – драма ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. Н. Островский Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Жанр – драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, […]...
- История создания романа “Обломов” И. А. Гончарова И. А. Гончаров – крупнейший русский романист второй половины XIX века, создатель своеобразной трилогии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором воссоздается и исследуется тип современного ему русского человека на разных этапах его развития. Молодость его представлена в первом из романов -“Обыкновенная история” , отрочество и зрелость – в […]...
- “СОН ОБЛОМОВА” КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, Противоречивый и даже трагичный герой. Уже его […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Жанр житийной литературы в ХIV – ХVI веках Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе. “Житие царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век) “, ” Житие Прокопия Устюжского ” (Х IV ). Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий – “Жития Стефана Пермского” (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку […]...
- Сочинение на тему Жанр баллады в творчестве Лермонтова -4 Свое дальнейшее развитие у Лермонтова получают и стихотворения, которые Белинский называл “субъективными”. К ним относятся “Когда волнуется желтеющая нива: ” 1837, “Молитва” 1837, “Молитва” 1839, “Есть речи – значенье: ” 1840, “Ребенку” 1840, “Выхожу один я на дорогу: ” 1841. Бытовавшее в дореволюционном литературоведении мнение о вызревании в лирике Лермонтова отказа от его мятежного […]...
- Жанр и композиция поэмы “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Поэма состоит из 30 глав, каждая из которых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, – это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы – каждого периода, даже строфы. Я […]...