Жанр песни в народном духе А. В. Кольцова

В 1835 г. вышел сборник стихотворений, необычных по содержанию и манере. Их автором был А. В. Кольцов – поэт сравнительно ограниченного круга тем и одного жанра. Это мотивы крестьянского труда и жанр народной песни. Но и то и другое явилось глубоко самостоятельным и ценнейшим вкладом поэта в русскую литературу.

У Кольцова были предшественники. Жанр песни в народном духе мы встречаем у многих поэтов до Кольцова, но народность этих песен была еще весьма условной.

Были до Кольцова и “поэты из народа”. В 1826 г. выходит книжка “Досуги сельского жителя” Ф. Н. Слепушкина, в 1828 г.- “Басни, песни и разные стихотворения” М. Д. Суханова, в 1830 г.- “Стихотворения” Е. И. Алипанова. Эти поэты не были крестьянскими в прямом смысле слова ни по своему социальному положению, ни по характеру творчества. Слепушкин, выкупленный из крепостного состояния, стал купцом; Суханов, крестьянин по происхождению, служил у купца; Алипанов работал приказчиком на заводе.

Крестьянская жизнь в произведениях этих поэтов изображается в идиллических тонах, без какого бы то ни было сомнения в справедливости крепостнического уклада и даже в духе “официальной народности”. Художественно слабые произведения этих стихотворцев были далеки от народности и по форме. Наиболее интересным было отражение труда и быта фабрично-заводских рабочих у Алипанова. Заинтересовавшись первым выступлением в печати “русского крестьянина”, А. С. Пушкин просил А. А. Дельвига (в письме от 20 февраля 1826 г.) послать Слепушкину экземпляры “Руслана и Людмилы” и “Стихотворений”, сопровождая подарок мудрым советом поэту “идти своею дорогою”.

Но недостаточная связь с народом и его творчеством, узость политического кругозора и официальные “поощрения” помешали Слепушкину, как и другим “народным” поэтам, стать на путь оригинального творчества, путь подлинного реализма.

Из числа “поэтов из народа” как наиболее талантливого и самостоятельного следует выделить Н. Г. Цыганова (1797-1831), сына вольноотпущенного крепостного. С целью знакомства с народной поэзией поэт исходил почти всю Русь, и это дало ему возможность создать ряд песен, близких по духу и стилю к подлинно народным, как, например, “Красный сарафан”. Песни Цыганова были изданы после смерти автора, в 1834 г., годом раньше песен Кольцова. Автор “Леса” далеко оставил за собой и дворянских поэтов, складывавших “народные” песни, и “поэтов из народа”.

По сравнению с первыми он стоял гораздо ближе к народу, по сравнению со вторыми был выше по таланту и знанию жизни. Кольцов сумел выразить пафос крестьянского труда, могучую силу, молодецкую удаль, неискоренимый оптимизм народа. Показал Кольцов и стремление народа освободиться от связывающих его пут.

В отличие стихотворцев, потерявших настоящую связь с народом, Кольцов, несмотря на свою принадлежность к ме-щанско-купеческой среде и приобщение к высотам литературной культуры, остался действительно “поэтом из народа”.

Этим объясняются успехи Кольцова в жанре песни, обретшей под его пером черты подлинной народности. Незадолго до выхода сборника Кольцова стали появляться сказки Пушкина – результат мастерского овладения духом и стилем народного сказочного творчества. В 1838 г. анонимно вышла лермонтовская “Песня про царя Ивана Васильевича…” – столь же совершенное воспроизведение в литературе содержания и формы народного героического эпоса.

В этом ряду стоят и песни Кольцова, так же творчески воссоздающие в литературе жанры народной лирики.

В общем процессе развития русской литературы 1825-1842 гг. поэзия Кольцова явилась еще более значительным, чем творчество А. И. Полежаева, достижением реализма в поэзии. И здесь открывались пути к произведениям Н. А. Некрасова.



Жанр песни в народном духе А. В. Кольцова