Жанр и композиция “Мертвые души”



Жанр и композиция. По замыслу Гоголя, композиция поэмы “Мертвые души”; должна была состоять из трех томов, подобно “Бо­жественной поэме”; Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора – “крыльцо к дому”;. Это своеобразный “Ад”; россий­ской действительности.

Во 2 томе, подобном “Чистилищу”;, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичи­кова предполагалось показать путь очищения и воскрешения чело­веческой души. Наконец в 3 томе – “Рае”; – должен был предстать прекрасный, идеальный мир и подлинно одухотворенные герои. Жанр своего произведения автор определил также по аналогии с “Божественной комедией”;: он назвал “Мертвые души”; поэмой. Оче­видно, что поэма Гоголя – не традиционная, это новое художествен­ное построение, не имевшее аналогов в мировой литературе.

Неда­ром споры о жанре этого произведения, начавшиеся сразу после выхода “Мертвых душ”;, не утихают и до сих пор. Своеобразие жанра этого произведения заключается в сочетании эпического и лириче­ского начала (в лирических

отступлениях), черт романа-путешествия и романа-обозрения (сквозной герой). Кроме того, здесь обнаружива­ются черты жанра, который выделил сам Гоголь в работе “Учебная книга словесности”; и назвал его “меньший род эпопеи”;. В отличие от романа, в таких произведениях ведется повествование не об отдель­ных героях, а о народе или его части, что вполне применимо к поэме “Мертвые души”;.

Ей присуща поистине эпическая широта охвата и величие замысла, выходящего далеко за пределы истории покупки неким мошенником ревизских мертвых душ. Но важнее другой сюжет, показывающий преобразование России и возрождение людей, живущих в ней. Он и стал бы, по замыслу Гоголя, объединяющим началом всех трех томов “Мертвых душ”;, делая поэму подлинной русской “Одиссеей”;, подобной великой эпо­пее древнегреческого поэта Гомера. Вот только в центре ее оказал­ся не хитроумный гомеровский путешественник, а “подлец – приобретатель”;, как назвал Гоголь центрального героя своей поэмы Чичикова.

Ему принадлежит и важная композиционная функция связующего героя, соединяющего все части сюжета и позволяющего легко вводить новые лица, события, картины, составляющие в це­лом широчайшую панораму жизни России. Композиция первого тома “Мертвых душ”;, подобного “Аду”;, ор­ганизована так, чтобы как можно полнее показать негативные сто­роны жизни всех составляющих современной автору России. Пер­вая глава представляет собой общую экспозицию, затем следуют пять глав-портретов (главы 2-6), в которых представлена помещи­чья Россия; в 7-10 главах дается собирательный образ чиновниче­ства, а последняя – одиннадцатая – глава посвящена Чичикову. Это внешне замкнутые, но внутренне связанные между собой зве­нья.

Внешне они объединяются сюжетом покупки “мертвых душ”; (в 1 главе рассказывается о приезде Чичикова в губернский город, за­тем последовательно показывается ряд его встреч с помещиками, в 7 главе речь идет об оформлении покупки, а в 8-9 – о слухах, с ней связанных, в 11 главе вместе с биографией Чичикова сообщается об его отъезде из города). Внутренне единство создается размышле­ниями автора о современной ему России. В композицию поэмы по­этому органично вписывается большое количество внесюжетных элементов (лирических отступлений, вставных эпизодов), а также вставная “Повесть о капитане Копейкине”;.

Глоссарий:

– композиция мертвых душ – композиция мертвые души – жанр и композиция мертвых душ – жанр и композиция мертвые души – мертвые души история создания замысел и композиция


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Жанр и композиция “Мертвые души”