Жанр “Герой нашего времени”
План
Жанровое своеобразие романа Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа
Вопрос о жанре “Героя нашего времени” всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М. Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.
Рассмотрим жанр произведения ” Герой нашего времени ” и его основные композиционные и сюжетные особенности.
Жанровое своеобразие романа
“Герой нашего времени” был создан
Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г. А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет
Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.
Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа
Жанр романа “Герой нашего времени” Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.
Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием.
Далее следует часть под названием “Максим Максимович”, которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.
Жанровые особенности “Героя нашего времени” проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция “Героя нашего времени” позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.
Повесть “Бэла” представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом.
Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А. А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести “Тамань” и “Фаталист” являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть “Княжна Мери” по жанру чем-то напоминает роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г. А. Печорину.
Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).
Таким образом, особенности жанра “Героя нашего времени”, свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.