Жанр авторской песни в вид русской литературы
В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. С этой точки зрения интересна “Молитва перед поэмой”, вступление к “Братской ГЭС” Евг.
Евтушенко, где он обращается за вдохновением к великим русским поэтам от Пушкина до Пастернака. Но в 1960-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский,
Ведущим жанром в поэзии 1960-х была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная и т. д. Актуальность содержания, многообразие творческих индивидуальностей, высокий уровень стихотворного мастерства – отличительные черты русской поэзии периода “оттепели”. Благоприятная обстановка сотворила истинное чудо. Известные поэты 1920 – 1930-х годов, давно уже либо замолчавшие, либо забывшие вкус настоящих творческих побед, вновь обрели голос: М. Светлов – сборник “Охотничий домик” (1961), Н. Асеев – сборник
Но главная роль в поэтическом буме 1960-х годов, конечно же, принадлежала молодым. Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: “Чтоб больше поэтов, хороших и разных”.
Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви. Одни поэты, продолжая традиции В. Маяковского, нашли себя на эстраде, служа так называемой громкой поэзии (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Евг. Евтушенко, А. Вознесенский и др.).
Наследуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты исповедовали “тихую” поэзию (А. Жигулин, Н. Рубцов, Вл. Соколов, Я. Смеляков и др.).
Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов.
- Тема совести в произведениях русской литературы (В. С. Высоцкий. Стихи и песни) Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий Первый сборник стихов Высоцкого назывался “Нерв”. И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, “кричал” он свои надежды и упреки […]...
- История литературы: “Литература оттепели” в России Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая “литература оттепели” в России – это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX – начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от “серебряного века” русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и […]...
- Жанр, композиция, стиль произведений русской литературы XVIII века Русская литература XVIII века имела много значительных достижений. Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев переступили рубежи своего века и воспринимались последующими поколениями как важные эстетические явления. Немало заслуг и у других писателей этого времени. Поступательное органическое развитие литературы XVIII века отчетливо выявлялось в закономерной сменяемости ее различных направлений. И все же эта литература-только предварительный этап к […]...
- Жанр песни в фольклорном стиле Значение “Руслана и Людмилы” А. С. Пушкина в борьбе литературных течений “Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина”,- писал В. Г. Белинский (VII, 358). В этих словах критика правильно подмечено то резкое расхождение оценок пушкинской поэмы “Руслан и Людмила” (1820), в котором выразилась борьба двух противоположных общественно-литературных лагерей. Новаторство А. […]...
- “Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведениям русской литературы. – Б. Ш. Окуджава. Стихи и песни.) Счастье человека – в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержу, но и материальную помощь. […]...
- Сочинение на тему: “Сатирическая комедия Н. В. Гоголя как особый жанр русской литературы” Середина 19 века стала для России временем тяжелейшей реакции и репрессий после поражения восстания декабристов. Многие передовые люди той эпохи на себе испытали гонения со стороны властей. Усиление монархического гнета нашло свое отражение и в литературе того времени, в русской литературе тоже доминировали консерваторские настроения. Это привело к тому, что поддержкой правящих кругов пользовались бездарные […]...
- Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? В начале своего рассуждения вспомните, что плач – один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный “Плач Иеремии”. Хорошо знаком читателям плач Ярославны из “Слова […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что “поэт в России больше, чем поэт”. И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Какой период развития русской литературы назван “серебряным веком”? а. Первая треть XIX века б. Конец XIX века в. Начало XX века – Какие поэтические течения развивались в русской литературе “серебряного века”? а. Символизм б. Романтизм в. Акмеизм г. Конструктивизм д. Футуризм – Кто из поэтов относится к “младшим символистам”? а. 3. Гиппиус б. А. Блок в. К. Бальмонт г. Ф. Сологуб д. А. […]...
- Какой смысл заложен в название романа Ч. Айтматова “Плаха”? Какой смысл заложен в название романа Ч. Айтматова “Плаха”? Какие проблемы поднимаются в рассказах В. Шукшина? а. Поиск смысла жизни б. Стремление к душевной гармонии в. Противостояние рассудка и души г. Маргинальная личность в условиях чужой культуры Как понимать название повести В. Астафьева “Печальный детектив”? а. Профессия героя б. Литературный жанр в. Печальный герой в […]...
- Три волны эмиграции русской литературы в XX веке Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская война изображается с антиреволюционных позиций. 1925 – 1939 гг. – интенсивное развитие издательской деятельности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются. Большое значение приобретает мемуарная […]...
- Сочинение на тему: Три волны эмиграции русской литературы Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская война изображается с антиреволюционных позиций. 1925 – 1939 гг. – интенсивное развитие издательской деятельности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются. Большое значение приобретает мемуарная […]...
- Жанр баллады в русской литературе Баллада – один из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. К этому жанру обращались такие великие поэти, как Жуковский, Пушкин и Лермонтов. В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. Развитие этого жанра было очень важным […]...
- Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Муромский сруб”, в котором лирический […]...
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (1) Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из […]...
- Тема поэзии в русской лирике XX века В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической […]...
- “Серебряный век” русской литературы В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский Кончался XIX век, “золотой век” русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем “серебряного века”. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. […]...
- Творчество Державина и его значение для русской литературы “В поэзии Державина,- указывал Белинский,- явились впервые яркие вспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности… и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и. риторический характер… который был сообщен ей поэзиею Ломоносова” . Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. […]...
- Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев. “Дворянское гнездо”) Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется, что он ищет благополучия, другому – любовь, третьему – знаний… Но в конечном счете каждый из них ищет ту истину, к которой стремится. Печально, когда этот поиск приводит к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте. Прекрасно, когда […]...
- Поэзия и проза русской литературы XVIII веке Поэзия русской и прежде всего крестьянской жизни получает тогда свое отражение в драматургии А. О. Аблесимова, Н. А. Львова, М. И. Попова. Поэзия жизни былинной Руси была представлена в “Русских сказках” В. А. Левшина. И т. д. Своя поэзия имелась и в жизни героев фонвизинского “Недоросля”. С одной стороны – поэзия беззаветного служения Отечеству, что […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Поэтика русской литературы Книга Ю. В. Манна – не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: “специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом – их личные встречи, знакомства, литературная полемика и […]...
- Роль русской литературы в мировом литературном процессе Русская литература достигла того уровня идейно-художественного развития, при котором стало возможным творческое исследование современной действительности и соответственно решение новых эстетических проблем, выдвигаемых жизнью. В художественном плане такой знаменательный итог был подготовлен длительными идейно-стилевыми исканиями прозы, отразившими усложнение процесса художественного познания текущей действительности. Военная, “деревенская”, художественно-биографическая, историческая проза обогатили эстетическую систему социалистического реализма. Сформировались писательские индивидуальности, […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий человеческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недостижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека. Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческое сознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую настоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет он шагать в неизвестность […]...
- Творчество Пушкина и процесс развития русской литературы Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры. Творчество Пушкина […]...
- Жанр житийной литературы в ХIV – ХVI веках Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе. “Житие царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век) “, ” Житие Прокопия Устюжского ” (Х IV ). Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий – “Жития Стефана Пермского” (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку […]...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, “диссонансность” петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и […]...
- Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от “Слова…”? Почему не прекращается поток переводов “Слова…”? “Слово” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения” (В. Г. Белинский). Гениальнейшее произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве” – было написано в XII веке и, пройдя […]...
- Основные тенденции развития русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века. Валерий Брюсов Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков – важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, […]...
- Евгений Александрович Евтушенко. Биография Жизнь и творчество Е. А. Евтушенко в датах и фактах 1933, 18 июля – рождение поэта на станции Зима Иркутской области в семье геолога. 1949 – первые публикации стихов в газете “Советский спорт”. 1951-1957 – учеба в Литературном институте им. М. Горького. 1952 – сборник “Разведчики будущего”. 1955 – сборник стихов “Третий снег”. 1956 – […]...
- Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- Сочинение на тему: особенности современной русской литературы В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...
- Не традиционность русской литературы конца прошлого века Литературный процесс 1970- 1990-Х годов с самого начала обозначил свою не традиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. В литературах Запада, свободных от тоталитарного давления, новые нереалистические тенденции проявились гораздо раньше (пьесы Э. Ионеско, “Улисс” Д. Джойса, романы Ф. Кафки и др.). Появились фундаментальные труды в литературоведении: “Семиотика. Поэтика” Р. Барта, “Заметки на полях […]...
- Особенности современной русской литературы начала XXI века В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный Роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...
- В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горячих точек”. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них […]...
- Роль русской литературы в воспитании старшеклассников Помогает ли изучение русской литературы в школе подготовить выпускников к самостоятельной жизни-вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Тендряков. Автор, рассказывая о дискуссии, завязавшейся на родительском собрании, поддерживает в споре учителя и считает, что русская литература должна учить детей быть честными всегда и во всем, не бояться сильного, помогать слабому. В. Тендряков верит в нравственную […]...
- XIX век – “золотой век” русской литературы В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение -“золотой век”. Так, “золотым веком” английского театра считается драматургия Шекспира, а “золотым веком” персидской поэзии – средневековая лирика, к которой принадлежит, в частности, творчество Омара Хайяма. Есть свой “золотой век” и в русской литературе. […]...
- Гавриил Романович Державин – выдающийся деятель русской литературы Гавриил Романович Державин – еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской “поэзии действительности”. По словам Белинского, поэзия Державина “была первым шагом перехода от риторики к жизни”. Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду “Фелица”, воспевающую Екатерину II. […]...
- Традиции русской классической литературы в творчестве В. Г. Распутина Литература 1960 – 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу “малой родины”, к народным нравственно-этическим идеалам. В прозе Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, которую критики назвали “деревенской”, продолжается художественное исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической […]...