Землю надо беречь
Писатели и публицисты, по-моему, первыми прорвали плотину благостности, которая стояла на пути решения экологических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас, в начале XXI века, – значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми утолщениями водохранилищ, спасать почвы от эрозии и разрушительных оврагов, спасать зеленые моря тайги, спасать сам возДух от все усиливающегося загрязнения. Сегодня линия борьбы за природу проходит, через любой лес
Черни-ченко).
Немало претерпели писатели Распутин, Залыгин, Черниченко и другие, оказывавшие сопротивление злу – министерствам и ведомствам, своекорыстно защищавшим временные и даже временщицкие и местнические интересы.
Но тревожная совесть не позволила Распутину смириться с “покорением Сибири” современными “конкистадорами”, которые возводили на сибирской реке самую
Тревожная совесть позвала писателей на Кара-Богаз, где собрался семинар “Каспий для нас и внуков”, в экспедицию “Арал-88”, организованную вместе с писателями Таджикистана, Туркмении, Узбекистана журналами “Новый мир” и “Памир”.
А очерки на экологические темы Ю. Черниченко “Русский хлеб”, В. Селютина “В гостях у матери”?! Это своего рода нравственные уроки, данные “проповеднически истово”. Они привлекают внимание к важным экологическим проблемам, вызывая перемены в общественном сознании.
Об огромном вреде природе, человеку, нанесенном “стройками века”, кампанией против неперспективных деревень, которая пожаром пронеслась по всей стране, сегодня говорит художественная литература, в частности, повести “Прощание с Матерой” и “Пожар” В. Распутина.
“Пожар” – своеобразное продолжение “Прощания с Матерой”. Если Матеру уничтожает разлившееся море, то гибель Сосновки происходит от разложения изнутри, ее размывают нарушенные нравственные устои.
Поселок Сосновка, где живут бывшие крестьяне шести затопленных деревень-горемык,- бивуачного типа. “Здесь живут, не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков”. Крестьяне, лишенные корней, и временные рабочие леспромхоза усвоили психологию “архаровцев”, людей, лишенных чувства хозяина земли, своего труда, а потому равнодушных ко всякому делу. Люди безразличны к своим домам (“в старых деревнях и жизнь не могли представить себе без зелени под окном, здесь и палисадники не выставляли”), к своему поселку, в котором видят временное пристанище (хотя живут здесь больше 20 лет), к тайге.
Думая только о плане, бездушно и хищнически вырубают “каждый год многие сотни гектаров тайги, распахивая направо и налево огромные просторы, и техника такая, что никакого подростка после себя не оставит”.
Тот же самосвал растопчет и выдавит вокруг все подчистую. План обезлесил тайгу. Тайга как лысая голова.
Зачем рекорды и перевыполнение плана, думает главный герой повести, если после них остаются одни пустоши?
Распутин показывает, что безжалостное отношение к среде обитания ведет к бездуховности, к упадку нравственности. Повесть “Пожар” пронизана тревогой по поводу утраты жителями Сосновки многих важных человеческих качеств, нравственных норм, которые формировались веками человеческого труда на земле.
Опасная ущербность души человеческой с особой силой проявилась в обстоятельствах экстремальных, когда в Сосновке, на ее складах, занялся пожар. Тревога писателя не напрасна, ибо не ими ли, не этими ли утраченными нравственными законами, “не этой ли грудью единой спасались в старой деревне в войну и в лихие послевоенные годы”? А теперь все переменилось. “Можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, что держалось еще всем миром, что было общим законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не предательство”,- с болью размышляет бывший колхозник, а теперь шофер леспромхоза Иван Петрович.
Об экологии природы, об экологии духа, о тяжких последствиях утраты нравственных устоев современным человеком пишет В. Распутин в повести “Пожар”, в одном из самых тревожных произведений нашей литературы.
Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мира пронизан роман Ч. Айтматова “Плаха”. Разрушение мира природного оборачивается у Айтматова опасной деформацией человека, личности. Причем происходит это повсюду; то, что совершается в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения. Такая проблема возникла на исходе XX века перед человеком повсюду: в Европе и Азии, в Америке и Африке.
Разрушая природу, человек разрушает и себя, природу в самом себе. Нарушение всех естественных связей человека и природы ведет к всеобщей катастрофе – вот лейтмотив произведения.
Роман “Плаха” начинается темой волков, которая потом перерастает в тему гибели Моюнкумской саванны. Гибель постигает Моюнкумы по вине человека, который врывается сюда как хищник, преступник, палачески бессмысленно уничтожающий все живое, что есть в саванне: и сайгаков, и волков.
“Моюнкумское светопреставление” – преступное браконьерство – возведено в ранг государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется и для выполнения плана мясосдачи: “Требование момента – хоть из-под земли, но дать план; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план, где мясо, где выполнение обязательств”. И вот вертолеты гонят по саванне стада сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. “На вездеходах-уазиках” расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов в упор, без прицела, косили, как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы: бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай”.
Сцена страшная, вызывающая такое же содрогание, как и фашистские палачества.
После моюнкумской трагедии на уничтожение обречена и естественная среда обитания волков, что и предопределяет у Айтматова страшное завершение единоборства синеглазой волчицы Акбары с человеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего сына, и для него наступает конец света.
Это не просто литературный ход. Это опять трагическая закономерность самой жизни, в которой сегодня, как никогда прежде, все взаимосвязано и неразрывно: разрушая и уничтожая природу, человечество лишает жизни будущие поколения, а это и его конец.
Роман Ч. Айтматова как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому,- одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия. “Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?” – вот вопросы, звучащие в произведениях современных писателей. И набатным колоколом наша литература взывает к людям, к каждому: спасение мира и человеческих ценностей – через совесть, раскаяние, жертву, смелость каждого быть в поле воином