“Здравствуй! Зимушка-ЗИМА! Чтение

Чтение

“Здравствуй, зимушка-зима!”

Стихи ПОЭТОВ

Цели:

Научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать; Воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.

Оборудование: Раскладушка “Здравствуй, Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент. Введение в тему

– Ребята, тему нашего занятия вы сейчас определите сами, отгадав загадку:

Дел у меня немного –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю

поля, дома,

Зовут меня… (зима)

– Сегодня наш урок-праздник посвящен русской зиме.

(Открыть плакат: “Здравствуй, Зимушка-зима!”)

– Ребята, а давайте позовем Зимушку к себе в гости. Позовем ее песней на слова известного русского поэта Ивана Саввича Никитина “Встреча зимы”.

– Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

Есть раздолье у нас”

Где угодно, гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша юная кровь на морозе горит.

Здравствуй,

гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

(Под продолжительную музыку песни в танце выходит Зима).

Зима.

– Вы меня на праздник звали?

Вот и я сама,

С вьюгой, снегом, холодами –

Русская зима!

Я покрыла поле снегом, снег на ветки лег,

Пруд и речку заковала я под крепкий лед.

– Вы меня не испугались?

К теплой печке не прижались?

Не пожаловались маме?

Можно жить мне будет с вами?

Ну-ка, слушайте меня, отвечайте, ребятня!

Зима.

– Я зима студеная, вьюжная,

С ледяными ветрами дружная!

Ребята.

– А мы выйдем с санками погулять,

С удалыми по двору погулять!

Зима.

– Уж как я вас в комнаты загоню,

В светлые да в теплые загоню!

Ребята.

– Как же ты загонишь нас, Зимушка,

Со двора да в комнаты, лютая!

Зима.

– Разбушуюсь вьюгою-порошею,

Заведу метель я хорошую!

Ребята.

– А мы выйдем в шубах да валенках,

В меховых ушанках да в варежках!

Зима.

– Все дорожки снегом засыплю я,

Все дорожки белым засыплю я!

Ребята.

– А мы снег лопатами разгребем,

А мы белый метлами разметем!

Зима.

– А я ветер северный подниму,

Озорным морозищем вас дойму!

Ребята.

– А мы все в ладоши захлопаем,

Вдоль да по дорожкам затопаем!

Зима.

– Вас ничем не испугаешь

Очень смелый вы народ!

Вас сибирских ребятишек,

Даже холод не берет!

Позовем теперь снежинок,

Белых звездочек пушинок.

(Звучит музыка. Танец снежинок.)

Читают 3 ученика:

1.

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

2.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки.

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

3.

Зима пришла… За окнами,

Где черных елок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся,

Пушистые летят,

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

II. Чтение стихотворений о зиме

Попробуйте ответить на вопрос: “Какая у нас зима?” (Ответы детей.)

– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищенно воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный!

Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.

И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замерзшей тишине ночного воздуха.

Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Вот как она появляется у А. С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз… И рады мы

Проказам матушки-зимы!

– Но есть в зиме и что-то молодое и веселое. Другой поэт Петр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег – легкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает.

Весело зимой. Александр Александрович Блок писал:

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрый санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный Дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

В снежном доме будет

Резвая игра…

Пальчики застудят –

По домам пора!

(Можно прочитать еще стихотворение Ивана Захаровича Сурикова “Детство”.)

– В стихах, в музыке всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…

– Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль.

– Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен ее чарам. Федор Иванович Тютчев пишет:

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опушан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

– А Сергей Александрович Есенин вторит:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем еще Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца.

Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

– Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый

“Здравствуй, Зимушка-зима!”

Вьется снег замысловатый

От полянки до холма

Это заяц напечатал

“Здравствуй, Зимушка-зима!”

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях

“Здравствуй, Зимушка-зима!”

(Сл. Г. Ладонщикова, муз. Л. Маковского)

III. Выставка книг. Знакомство с книгой

– Ребята, а теперь посмотрите на выставку этих книг. Вы их брали, рассматривали, читали, когда готовились к этому занятию. Но я хочу познакомить вас с еще одной очень интересной книгой. Вот она: “Родная природа.

Стихи русских поэтов.” В этой книге вы найдете все стихотворения, которые сегодня здесь прозвучали. Эта книга введет вас в чудесный мир нашей родной природы, познакомит с всегда неизменной, но вечно новой сменой времен года.

(Из книги прочитать стихотворение “Чудная картина”)

– Каждый разворот удачно оформлен художником А. Иткином. К каждому стихотворению своя иллюстрация. Но самое замечательное в этой книге – раздел, которым она завершается – “Краткие сведения об авторах”.

IV. Загадки

– Ребята, но у зимы припасено много загадок. Готовясь к уроку, вам пришлось отвечать на зимние загадки-вопросы.

Отгадывание загадок (загадки написаны на снежинках).

1. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

– С чем сравнивается снег?

2. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышан звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

– Почему вы решили, что это февраль?

3. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

– Какую радость подарила детям зима?

4. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет?

– Приходилось ли вам видеть иней? (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. Деревья покрылись инеем.)

5. Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли на моей ладошке.

– Какой формы бывают снежинки?

6. Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу!

– Почему автор загадки о лыжах говорит “две курносые подружки”?

Подведение итогов викторины “Зимние загадки”. Награждения.

V. Чтение сказки “Снег и Кисличка” Э. Шима

Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет – тогда заревет.

Что это?

– А знаете ли вы, отчего снег молчит? Не знаете? Тогда послушайте сказку…

И не забудьте: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”…

Чтение сказки Э Шима “Снег и Кисличка” в сокращении

VI. Беседа по содержанию сказки.

– Хороша ли сказка?

– Чем же хороша, ведь Снег умер, растаял?

– А может, лучше бы Кисличка погибла?

– О ком думал садовник, когда писал эту сказку?

VII. Игра в снежки.

Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта?

А зимние игры?

Перечеркнут снег лыжней,

Тонкий и прямой.

До чего у нас в краю

Хорошо зимой.

Интересно резать лед

Звонкими коньками,

Сбросив варежки, лепить

Мокрый снег руками.

Ледяную крепость брать

В жарком поединке,

Чтобы вам за воротник

Сыпались снежинки.

Вместе с нами бой ведут

И девчонки тоже,

На снегурочек они

В зимний день похожи.

И на солнце блещет лед

Весело и строго,

И зовет тебя вперед

Зимняя дорога.

– В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите –

Я подрасту.

На костре согрейте –

Я пропаду.

Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы – снежки: р, к, н, с, г, м, ч, о, а, е, у)

Кто быстрей

Из букв – снежков

Составит больше

Разных слов?

Ребята составляют слова, звучит музыка из альбома П. Чайковского “Времена года”.

VIII. Заключительная часть

Подведение итогов игры : Какие слова составили и кто больше?

– Ребята, а сейчас я хочу вам прочитать стихотворение замечательного человека, с которым мне посчастливилось в жизни встретиться и вместе работать в школе, стихотворение учителя – филолога Черных Сусанны Михайловны.

Под окном моим стройная ель

Задевает о небо макушкой.

Не страшны ей пурга и метель

Под пуховой снежной подушкой.

К темной ели березка прижалась

И рядком поселилась сосна.

Ну а ель горделивой осталась:

Выше всех и стройнее она.

Тут же, в гуще, кедрач подрастает.

Гибким станом красуется он.

И осинник в снегах утопает,

Заслоняя собой небосклон.

Да, могуч этот край наш таежный.

В нем величие, мощь и размах.

Не любить красоту невозможно.

Жить нам надо с природой в ладах.

– На этом разрешите наш час поэзии завершить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Здравствуй! Зимушка-ЗИМА! Чтение