Зарубежные маршруты Есенина С. А

В 1921 году Есенин оформил развод с З. Н. Райх и женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В следующем году они вместе уехали за границу: Германия, Франция, Бельгия, Италия, Америка… Но вскоре Есенин напишет в письме: “…так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…

Здесь такая тоска… Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: Боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны еще

и быть не может”. Такое же впечатление от Америки: “Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет.

В страшной моде господин доллар, а на искусство начхать… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину”.
Эта поездка оставила серьезный след в творчестве поэта. В Америке Есенин начал писать драматическую поэму “Страна Негодяев” (1922-1923), главной идеей которой стала идея национального развития России. В поэме отразится также новое отношение к революции:
Пустая забава.
Одни разговоры!

/> Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…

А чуть позже в стихотворении “Воспоминание” (1924) Есенин еще раз с сожалением скажет: “Теперь октябрь не тот, / Не тот октябрь теперь”.
За границей поэт пишет такие известные стихотворения, как “Да! Теперь решено. Без возврата…”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” и некоторые другие, составившие цикл “Москва кабацкая” (1923-1924).

Эти стихи пользовались огромной популярностью не только в России, но и за рубежом.
В лирике поэта усиливается тема антисоциальности и конкретизируется в образе хулигана. В цикле нашли отражение его душевное смятение и мировоззренческий кризис. Здесь прозвучали мотивы одиночества, неустроенности, драматизма, покаяния, потерянности в этом мире. С. Есении вновь усомнился в созидательной силе революции, в стихах появились образы деклассированных, душевно опустошенных людей.

Местом “действия” его лирического героя-скандалиста становятся рестораны и кабаки, где вино льется рекой, звучат цыганские песни, рыдает гитара.
“Кабацкая” тема окрашивается у Есенина удальством и жалостью. В стихах присутствует мальчишеская похвальба: “Худощавый и низкорослый, / Средь мальчишек всегда герой”, “Мое имя наводит ужас, / Как заборная, громкая брань”. Это “удальство” соединяется с раскаянием.
Меняется пейзаж – ужас бездорожья создает впечатление безысходности, близкой трагической развязки. “Узда лучей” наброшена на “лошадиную морду месяца”, в ней есть что-то зловещее, напоминающее петлю.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.

Поэта упрекали в упадничестве, но он считал, что “внутренне пережил “Москву кабацкую” и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта” (И. И. Старцев). Его стихи проникнуты болью и трагизмом: “Где ты, радость?

Темь и жуть, грустно и обидно. / В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно”.
В “Москве кабацкой” встречаются как стихи романсового типа (“Жизнь – обман с чарующей тоскою…”, “Ты меня не любишь, не жалеешь…”), так и стихи, продолжающие традиции народной песни (“Песня”, “Вижу сон. Дорога черная…”, “Гори, звезда моя, не падай…”, “Эх вы, сани! А кони, кони!..”). Есенин в них не поэт-пророк, каким выступал в 1916-1918 годы.

Душа лирического героя устала, тоска и разочарование наполняют ее. Меняется тональность и любовной лирики. Поэтичность и нежность ранних стихов сменила резкость как защитная реакция от действительности, которую поэт не принимал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Зарубежные маршруты Есенина С. А