Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении – Запятая, Пунктуация
Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер
Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении
Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении
& 154. Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, по имени (по фамилии и т. п.), то есть, или (в
Лет пять тому назад осенью, по дороге из Москвы в Тулу, мне пришлось посидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей.
Тургенев
Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры.
Тургенев
Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского, который втихомолку удалился.
Тургенев
Об этом говорило ее лицо, не по-человечески бледное, ввалившиеся глаза и синие, точно оклеенные чем-то, губы.
М. Горький
У нее никто
Чехов
Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого и совершенно случайно стал виновником перемены в его судьбе.
Тургенев
Весь день этот Анна провела дома, то есть у Болонских, и не принимала никого.
Л. Толстой
Все были в большом смущении, особенно моя мать.
Герцен
Общество уже любит и уважает науку; но эту науку все-таки надобно популяризировать, и популяризировать с очень большим уважением.
Писарев
Многие наши поэты, например Жуковский, были отличными переводчиками.
Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.
- Запятые при вводных предложениях и вводных словах – Запятая, Пунктуация Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятые при вводных предложениях и вводных словах Запятые при вводных предложениях и вводных словах & 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. Писарев Это была работа чистая, покойная и, […]...
- Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов – Запятая, Пунктуация Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Николай Васильевич Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов & 158. Запятая ставится после слов да, конечно и т. п., обозначающих утверждение, после […]...
- Запятые при сравнительных оборотах – Запятая, Пунктуация Запятые при сравнительных оборотах Запятые при сравнительных оборотах & 150. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, словно, точно, (как) будто, что, как и, чем, нежели, и т. п., например: …Покойно, как лодка, скользит по каменной глади автомобиль. Федин Так же, как и в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах и стояли кое-где […]...
- Запятые при определительных оборотах – Запятая, Пунктуация Запятые при определительных оборотах Запятые при определительных оборотах & 151. Запятыми выделяются: Причастия и прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, кроме таких, которые тесно примыкают по смыслу к глаголу, например: Несколько смежных горных вершин, покрытых снегом, пламенели в лучах восходящего солнца. Салтыков-Щедрин Недвижны стояли леса, полные мрака. Гоголь Но: Дети […]...
- Запятые при обстоятельственных оборотах – Запятая, Пунктуация Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Николай Васильевич Запятые при обстоятельственных оборотах Запятые при обстоятельственных оборотах & 153. Запятыми выделяются: Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, […]...
- Запятые при междометии – Запятая, Пунктуация Хорошая книга – та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно. Аристотель Запятые при междометии Запятые при междометии Эй, берегись, под лесами не балуй! Брюсов О, вы были ребенок резвый. Пушкин Ох, уж эти мне ребята! Будет вам ужо мертвец. Пушкин Увы, любовник молодой, […]...
- Запятая между однородными членами предложения – Запятая, Пунктуация Запятая между однородными членами предложения § 143. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными посредством союзов, например: Со всех сторон слышались смех, песни, веселье. Л. Толстой В комнате все смотрело уютно, чисто, светло. Салтыков-Шедрин У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. М. […]...
- Запятая между повторяющимися словами – Запятая, Пунктуация Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятая между повторяющимися словами Запятая между повторяющимися словами & 149. Запятая ставится между одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для обозначения большого числа лиц, предметов, явлений, для усиления степени качества, а также между словами, повторяющимися для подкрепления согласия, отказа, просьбы и т. п., например: Еду, […]...
- Запятая между главным и придаточным предложениями – Запятая, Пунктуация Запятая между главным и придаточным предложениями § 140. Запятая ставится между главным и придаточным предложениями, а если придаточное стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон, например: Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. Пушкин Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. Пушкин В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял […]...
- Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному – Запятая, Пунктуация Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному & 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и…и, ни…ни, […]...
- Обособление уточняющих членов предложения Обособляются уточняющие: Обстоятельства места и времени, которые конкретизируют другие обстоятельства, у которых более широкое значение: Высоко (где именно’?) Под самой крышей, горела одно окно. Он прибывает поздно (когда именно?), После полуночи. – Иногда авторы обособляют уточняющие обстоятельства не запятыми, а двумя тире. На краю неба – Там, за облаками, – прячется краешек солнца; Дополнения с […]...
- Порядок слов в предложении Порядок слов в предложении – расположение компонентов предложения в линейной последовательности. Слова в предложении следуют друг за другом, образуя синтаксическую последовательность – цепочку. В русском языке порядок слов свободный, но это не значит, что отдельное слово может занимать любую позицию в предложении. Специальные правила расположения слов в предложении различаются в разных языках мира. В русском […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания Ф. И. Буслаева: “Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки” Контрольный текст : (1)На рассвете мы с Ленькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2) Идти было скучно. – (3) Ты бы, Леня, рассказал чего-нибудь повеселей. – (4) Чего рассказывать? – ответил Ленька. – (5) Разве про старушек в нашей деревне. (6) Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7) Академик он был, […]...
- Правила постановки кавычек – Кавычки, Пунктуация Правила постановки кавычек § 192. Кавычками выделяются цитаты. § 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своем обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. п., например: У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского “Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” … выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова” Контрольный текст: (1) Началась эта мука в далекие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2) Глебов жил в своем двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4) […]...
- Пословица – это большое содержание, ярко выраженное в немногих словах В них все есть – издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое. Гоголь Н. В. Толковый словарь С. Ожегова дает такое определение пословицы: “Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм”. Пословица – это один из жанров фольклора, продукт народного творчества. Их смело можно назвать маленькими произведениями искусства. В […]...
- Словарь иностранных (иноязычных) слов Словарь иностранных (иноязычных) слов – справочник, содержащий заимствованную лексику, иноязычное происхождение которой осознают носители языка. Поскольку назначение такого словаря – объяснить смысл иностранных слов, растолковать реалию, понятие, подобные словари сближаются с энциклопедическими. Лишь в последнем десятилетии XX в. стали появляться собственно лингвистические словари иностранных слов. Например, Толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысина (1999), в […]...
- Что такое Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) – разложение слова на составляющие его значимые части – морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: 1) выделить […]...
- Зачем нужны запятые Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: “…..” – запятые […]...
- Правила постановки скобок – Скобки, Пунктуация Правила постановки скобок § 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний (о тире при таких вставках). Вставленными в предложение могут быть: Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или […]...
- Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить Как известно, язык – это то, что объединяет нацию, то, что делает людей, проживающих на одной территории, духовным сообществом. Ведь язык – это не просто средство коммуникации, это кладовая духовных ценностей той или иной нации, хранитель ее культуры и менталитета. Именно поэтому так важно сохранять национальный язык. Ведь если погибнет он, не будет и самого […]...
- Конспект урока русского языка “Автоматизация звука в словах с обратным слогом” Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад присмотра и оздоровления № 27 “Микки-Маус” Конспект урока русского языка “Автоматизация звука В словах с обратным слогом” Автор: Точило Елена Арсентьевна, Учитель-логопед Г. Сургут Конспект занятия учителя-логопеда МБДОУ № 27 Е. А. Точило Тема: Автоматизация звука в словах с обратным слогом Цели: Образовательные: 1. Закрепление знания о механизме […]...
- Зачем нужна пунктуация? До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, “ноты при чтении”, которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина? В предложенном отрывке нахожу все существующие […]...
- Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова могут использоваться […]...
- Нужны ли запятые? В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место. Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационно-смысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного, однородные члены предложения, обращения, обособленные члены предложения, вводные словосочетания. Во-вторых, запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении “Я ведь, кажется, могу думать или […]...
- Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение Я учусь в нашей школе четвертый год. На одном уроке мы говорили о запятой. И теперь я знаю, что с помощью всего одного знака препинания, одной запятой, я могу просто изменить все сочинение, весь смысл. Вот прочтите предложение и попробуйте поставить запятую. Казнить нельзя помиловать. Казнить нельзя или казнить можно? От одного знака может решиться […]...
- Правила постановки знаков при прямой речи – Знаки при прямой речи, Пунктуация Правила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без […]...
- Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми. Может быть, погода изменится. Погода изменится, может быть. Погода, я полагаю, изменится. Запомни! Пиши через дефис: во-первых, во-вторых, в третьих и пр. 3апомни! Слова, частицы, которые являются вводными: ИТАК, ВПРОЧЕМ, КОНЕЧНО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО. ПО-ВИДИМОМУ, ПРАВО, ПОЖАЛУЙ, ЕЙ-БОГУ, ДЕСКАТЬ, МОЛ, – ДЕ, ВООБЩЕ ГОВОРЯ, КАК ГОВОРИТСЯ, НЕСОМНЕННО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЬІВАЛО […]...
- Каким меня видят другие Мнение о человеке, как и почти о каждом существе, зависит от того, с какого расстояния на него смотреть. Б. Джонсон. Скажу честно – о том, каким меня представляют другие люди, я задумывался часто, но как-то “однобоко”. Мне было интересно, видят ли люди во мне те черты, которые я особо в себе ценю, – мои достоинства. […]...
- Русские правила для иностранных слов Второе, не менее очевидное изменение заимствованного слова – это его грамматическое освоение. Например, подавляющее большинство иностранных существительных в русском языке склоняется так же, как собственно русские, и заимствования последних лет не являются исключением. Возьмем, к примеру, слово Интернет. Огромное количество людей, не только молодых, употребляют это слово ежедневно, причем, и скорее всего, не один раз […]...
- Определение Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова (ономатопоэтические слова) – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова […]...
- Обучение в малых группах на уроке-исследовании Как развивать мышление и личность ребенка младшего школьного возраста Данная статья рассказывается о применении групповых форм работы для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка. Автор: Толокнева Анна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска, Ставропольского края Об обучении в малых группах на уроке-исследовании “Уча других, мы […]...
- Присловная подчинительная связь – Подчинительные связи слов и словосочетания, Синтаксис Присловная подчинительная связь Присловная подчинительная связь – это связь, предопределенная свойствами знаменательного слова и осуществляющаяся независимо от синтаксического места (позиции) этого слова в предложении: знаменательное слово само по себе достаточно для того, чтобы на основе действующих в языке правил выбрать для себя в качестве распространителя форму другого слова и занять роль главенствующего компонента в образовавшемся […]...
- Сколько слов в русском языке How many words are in Russian Сколько слов в русском языке, и насколько богат наш язык. Несмотря на то, что на дворе XXI век и нас окружает большое количество научных достижений человечества, подсчитать количество слов в русском языке остается проблемой для всех современных языковедов. На первый взгляд узнать Точное количество слов очень просто, зашли в […]...
- Словарь устаревших слов Словарь устаревших слов – справочник, который фиксирует слова и словосочетания, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в литературных произведениях и представляющие значимость для носителей языка. Толкование устаревших слов помогает сохранить непрерывность культурной традиции, поскольку дает возможность ознакомиться с явлениями русской старины, общественной и частной жизни минувших эпох. Словарь устаревших слов объясняет лексику русской классической литературы, […]...
- Проблема заимствования слов в русском языке по тексту Белинского (ЕГЭ по русскому) Проблема “засорения” родного языка волновала литературных мужей на протяжении веков. В. Г. Белинский не стал исключением. Критик выражал различные взгляды на обозначенный нами вопрос: “В русский язык…вошло множество иностранных слов, потому что в… жизнь вошло множество иностранных…идей”, “…охота пестрить русскую речь иностранными словами…без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу”. Я считаю, что представленные […]...
- Раскрыть смысл высказывания Пешковского: При “обратном” порядке слов член предложения (ЕГЭ по русскому) В русском языке отсутствует фиксированный порядок слов, как, это например, свойственно английскому. Расставлять слова мы можем по-разному, соответственно, если фраза звучит понятно, то в ней отсутствует ошибка. Хотя злоупотребление инверсией тоже не приветствуется, так как предложение с переставленными в нем словами понять трудно. По этой причине писателями используется “обратный” порядок слов в качестве способа выразительности: […]...
- Правила постановки двоеточия – Двоеточие, Пунктуация Правила постановки двоеточия § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение: Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно), например: Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов. Гоголь Выступили знакомые подробности: оленьи […]...
- Зачем нужна Запятая Запятая возникла еще в XV веке и с тех пор стала одним из самых распространенных знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: “Казнить нельзя помиловать” – как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа […]...
- Правила постановки точки – Точка, Пунктуация Правила постановки точки Правила постановки точки & 125. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, например: На другой день утром войско наше двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкой. Пушкин Является поэт с […]...