“Замок”, анализ романа Франца Кафки

Написанный в 1922 году “Замок” Франца Кафки относится к числу наиболее значимых и загадочных философских романов XX века. В нем писатель поднимает важную теологическую проблему пути человека к Богу. Сочетающий в себе литературные черты модернизма и Экзистенциализма, “Замок” представляет собой произведение во многом метафорическое и даже фантастическое.

Реалии жизни в нем присутствуют постольку поскольку: художественное пространство романа ограничено Деревней и возвышающимся над ней Замком, художественное время меняется иррационально и без объяснения причин.

Место действия “Замка” нельзя вписать в конкретные географические реалии, поскольку оно вбирает в себя весь мир: Замок в нем является прообразом мира небесного, Деревня – земного. На протяжении всего романа разные герои подчеркивают, что между Деревней и Замком нет особой разницы, и в этом явственно прослеживается одно из основных положений христианского вероучения о слитности и нераздельности земной и небесной жизни.

Время действия “Замка” не имеет исторических точек опоры. О нем известно лишь то, что сейчас зима и продлится она, скорее всего, целую вечность, поскольку приход весны (по словам Пепи, временно заменяющей буфетчицу Фриду ) – кратковременен и нередко сопровождается выпадением снега. Зима в романе – это авторское восприятие человеческой жизни, погруженной в холод, усталость и постоянные снежные препятствия.

Композиция романа не поддается какому-либо анализу в силу незаконченности и особого сюжетного развития “Замка”. В этом произведении нет резких спадов и подъемов. Главный герой – К. – приезжает в Деревню (рождается) и остается в ней навсегда для того, чтобы найти дорогу в Замок (к Богу). Роман, как и вся человеческая жизнь, не имеет классической завязки, развития и кульминации.

Он, скорее, делится на смысловые части, представляющие собой разные этапы жизни главного героя.

В начале К. выдает себя за землемера и с удивлением узнает, что он и есть – землемер. От Замка К. получает двух помощников – Артура и Иеремию. В романе эти герои отчасти напоминают собой ангелов (хранителя и “разрушителя”), отчасти – детей. Непосредственным начальником К. становится Кламм – важный чиновник из Замка.

Кто такой Кламм? Как он выглядит? Что собой представляет?

Чем занимается? Этого не знает никто. Даже посыльный Кламма – Варнава – и тот никогда напрямую не видел этого персонажа. Не удивительно, что К., как и все жители Деревни, неудержимо влечет к Кламму.

Главный герой понимает, что именно он поможет ему найти дорогу в Замок. В каком-то смысле Кламм является для деревенского населения Богом, если не считать того, что главным в Замке заявлен некий граф Вествест, который упоминается только один раз – в самом начале романа.

Как и в любом крупном произведении, в “Замке” есть своя вставная история – рассказ Ольги, сестры Варнавы, о несчастье, приключившемся с ее семьей. Повествование девушки можно назвать информационной кульминацией романа, объясняющей читателю истинные взаимоотношения между деревенскими жителями и замковыми чиновниками. Первые, как и положено обычным людям боготворят вторых, являющихся небесными созданиями (какими именно: добрыми или злыми – каждый может решить для себя сам).

В Деревне принято угождать чиновникам из Замка, исполнять все их прихоти. Когда Амалия (младшая сестра Варнавы и Ольги) отказывается прийти в гостиницу на свидание с Сортини, новость моментально разносится по округе, и семья девушки оказывается в полной изоляции – с ними перестают работать и общаться. Попытки отца семейства испросить своей семье прощения (вымолить) заканчиваются тяжелой болезнью.

Ольга, проводящая ночи со слугами чиновников, не может добиться даже того, чтобы о ней потом вспомнили в Замке. И только Варнава, горящей искренним рвением попасть на службу в Замок, добирается до самых первых канцелярий (церкви), где он видит просителей (людей), чиновников (священнослужителей) и иногда даже самого Кламма (Бога).

Любовная сюжетная линия в романе связана с взаимоотношениями К. и Фриды. Главный герой обращает на нее внимание, узнав, что она является любовницей Кламма. К Фриде его влечет в силу двух причин: она хороша и как средство достижения цели (личной встречи с Кламмом), и как олицетворение Кламма и Замка. Что движет самой Фридой, бросившей хорошую должность (жизнь) и влиятельного любовника (Бога) ради нищего землемера, понять сложно.

Можно лишь предположить, что девушка захотела бросить вызов обществу с тем, чтобы стать еще более заметной и любимой Кламмом по возвращении к нему (после искупления грехов).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Замок”, анализ романа Франца Кафки