Задания 8-9 По Слову о полку Игореве



Каков символический смысл выражения “на седьмом веке Трояна”?

Кто такой Троян, упоминаемый в “Слове о полку Игореве”, точно неизвестно.

Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение “седьмой век” использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век – это последний век существования мира.

Указание, что Всеслав действует на седьмом, последнем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором “Слова

о полку Игореве” одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.

В интерпретации академика Д. С. Лихачева “земля Трояна” отождествляется с Русской землей, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

Задание 8.

Почему образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образцов русской литературы?

Образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образцов русской литературы,

потому что она является символом верности, преданности и любви.

Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Ее образ ярко раскрывается в плаче.

Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы.

Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта.

Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Задание 8.

Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?

Образ Игоря в “Слове о полку Игореве” совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.

Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.

Задание 8.

Какие нравственные вопросы решает автор “Слова о полку Игореве” в своем произведении?

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в “Слове”. Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.

Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором “Слова.” превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа.

Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Задание 9.

Как автор “Слова” относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

Автор “Слова о полку Игореве” неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: “Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование”.

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. С одной стороны, Л. Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.

Неоднозначно также отношение И. С. Тургенева к главному герою романа “Отцы и дети” Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Задание 9.

Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

Сон Святослава – это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слезы, сорванный верх “князек”. с княжеского терема – надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окруженных воинов закончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев.

Наделены символическими смыслами и цвета черный саван. , и акустический фон вороний “грай”. : они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

Художественная функция Сна Святослава – обосновать право последнего на “злато слово”, в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

Задание 9.

В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события – ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова “Обломов” сон Ильи Ильича – это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность избиение упавшей лошади на петербургской улице. и раскрывают душевный мир героя, с другой – носят фантасмагорический характер сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить. и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

Задание 9.

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон – это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего. Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна.

В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого “Война и мир”, сон Раскольникова в романе “Преступление и наказание”. Повесть “Гробовщик” у Пушкина полностью строится на приеме сна.

Задание 9.

В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора “Слове о полку Игореве”?

Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе. Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова “Плаха”.

Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несет в природу разрушение и смерть.

Образ волка представлен и в повести В. Распутина “Живи и помни”. Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека.

Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

В “Слове о полку Игореве”, в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.

Задание 9.

В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в “Слове о полку Игореве”, найти черты жанра “воинской повести”? Свой ответ аргументируйте.

Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика прославление воинской доблести. , воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.

“Слове” тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.

Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат дружинников. и командиров военачальников. ,их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру – таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в “Слове” и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов “Судьба человека”, В. Некрасов “В окопах Сталинграда”, Бондарев “Батальоны просят огня”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Задания 8-9 По Слову о полку Игореве