Задание со звездочкой
ВОПРОС.
Прочитайте стихотворение Александра Кушнера. Попробуйте определить в нем то, что на нашем школьном языке называют “позицией автора”. На каком этапе стихотворения она становится ясна?
Как вообще здесь развивается мысль? Почему автору понадобилось значительную часть строк заключить в скобки? Как “показать” их при чтении вслух?
Во дни сомнений (Я не понимал,
Каких еще сомнений?) В дни раздумий
(Каких раздумий? Вставочка в пенал
Укладывалась вроде древних мумий,
Хотя еще не кончился урок).
Ты мне один
(Или подмога? Кто бы мне помог?
Стихотворенье в прозе, что за мука!
Как это можно выучить? Во дни?)
Во дни сомнений, тягостных раздумий
(Каких? Зачем? В таинственной тени
Тонула школа, сумерках и шуме) –
Зато теперь понятно мне, каких.
Про черный день стихи, на крайний случай.
Язык и есть Россия. (Для других
Она в другом.) Свободный и могучий.
1983
ОТВЕТ.
Это стихотворение, как часто бывает у Кушнера, построено на игре-диалоге с классическим текстом – в данном случае со стихотворением в прозе Тургенева. Тургеневский текст (слегка искаженный) постоянно перебивается
Эти голоса никак не складываются в диалог: учитель не может понять, что взрослый текст не доходит до сознания ребенка, что существует серьезный разрыв между тем, что интересно ученику, и тем, что ему предписано изучать программой. Со своей стороны и школьник не протестует вслух (его мысли остаются в скобках, за кадром): задано учить наизусть эту труднопроизносимую бессмыслицу – значит, буду учить. Взрослым разве можно объяснить, что “вставочка в пенал” важнее их непонятных стихотворений в прозе?
Этот разрыв зафиксирован так зримо, что поначалу может показаться: поэт против навязывания чтения не по возрасту. (Скажем в дополнение: эта проблема хорошо известна и нам, ежедневно сталкивающимся с необходимостью выходить к ученикам с книгами, не для них написанными, и А. Кушнеру, более десяти лет проработавшему учителем русского языка и литературы.) Стихи прошли мимо сознания ученика, оттолкнули его от себя. Чудо поэзии осталось ему неведомым. Так зачем же их было вставлять в программу?
Однако финал стихотворения опровергает такой первоначальный вывод. Тире и слово “зато” мысль переворачивают. Слово берет повзрослевший ученик, доросший до бессмысленно заученных когда-то стихов и высказанных в них мыслей позже.
Для него оказалось важным, что поэтическое слово было в нем посеяно (даже без первоначальной надежды на какую бы то ни было всхожесть семян), потому что впоследствии оно проросло, созрело, оказалось созвучным его собственным настроениям – и очень нужным этому бывшему ученику.
Конечно, так произойдет не со всяким поэтическим словом и не с каждым учеником, но надежда на это чудо остается. Так что посевную отменять рано.
- Прощание со Звездочкой Наша рубрика “Задание со звездочкой” существует уже три года. Открывая ее, мы ставили перед собой такую цель – предложить вам задания и вопросы, рассчитанные на учеников, интересующихся литературой более широко, чем это предполагают школьные рамки. У педагога не всегда есть время для того, чтобы выдумывать индивидуальные задания именно для них. Нам хотелось помочь учителю и […]...
- Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2 варианта ВАРИАНТ 1 1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. выр..стающий предст..вительный к..саться к..мпаньон л..ловый Ответ__________________ 2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. р..мантичный орг..низовать р..форма укр..титель разг..раться Ответ__________________ 3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная […]...
- Задание 11 ЕГЭ 2015 1 вариант 11-1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. догон…шь омыва. мый подстрел. нный шепч. шься обурева. мый 11-2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. забот. вшийся выпячива. мый завис..мый смотр..шь гон. шься 11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. расстел. шь продолж. шь, очист. […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 18 Выполнение этого задания связано со знанием материала по строению сложноподчиненного предложения. Например: – Когда взошло солнце, мы отправились в путь. – Мы, когда взошло солнце, отправились в путь. – Мы отправились в путь, когда взошло солнце. Как видите, место придаточного предложения по отношению к главному предложению может меняться. В последнее время часто в этом задании […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 22 Выполнение этого задания связано со знанием лексических единиц. Самые распространенные из них, встречаемые в текстах, – это фразеологизмы, синонимы и антонимы. Вы знакомы с ними еще с 5 класса, но со временем кое-что подзабыли. Если вам попадается задание, где необходимо найти фразеологизм, будьте внимательны. Совсем необязательно знать, что это устойчивое сочетание. Важнее помнить, что надо […]...
- Задание 12 ЕГЭ 2015 года Ирина Петровна Герасимова 1.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1 вариант Не. полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы. М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, не. меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости. Дон в месте переправы не. широкий, всего около сорока метров. Воевода был […]...
- Задание 17 ЕГЭ по русскому языку Расставьте знаки препинания: укажите все цифры цифру. , на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 1. Умеете ли вы читать? Вряд ли стоит спешить с утвердительным ответом на этот вопрос. Конечно прочесть книгу может любой. Но прочесть по-настоящему – это значит 4. уловить множество оттенков мысли и чувства автора. 2. Если язык человека вял, […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 7 Чтобы получить балл на ЕГЭ за это задание, вы должны выучить: 1. Выбор правильного падежа и предлога – Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ “дружат” только с Дательным падежом. Например: согласно расписаниЮ, вопреки прогнозУ, благодаря наставникУ P. S. употреблять эти предлоги с родительным падежом: потерять балл! 2. Предлог ПО употребляется с дательным, винительным и предложным падежами. […]...
- Написать сочинение по руссскому языку по проблеме влияние совести на человеческие поступки. Задание с 1 Проблема человеческого поступка . Красота спасет мир…” – говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, должен быть добрым. Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво? Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 23 При выполнении этого задания, которое относится к простым и может принести вам заветный балл, необходимо знать средства связи частей текста, которые связаны друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь обычно проявляется на разных языковых уровнях текста. Перечислим основные языковые средства связи частей текста: – Повторы лексического характера повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие […]...
- Домашнее задание Важность домашних заданий Домашняя работа – это один из важнейших способов поддержания направления и скорости движения ученика, определенных на уроке. Однако очень часто домашние задания не работают эффективно. Постаравшись разобраться, почему, мы определили ряд рекомендаций, соблюдение которых поможет вам извлекать максимум пользы из домашних заданий и повысить мотивацию ваших учеников к их выполнению. 1. Задавайте […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 11 Выполнение этого задания связано со знанием 1.Спряжения глаголов Если у глагола безударное личное окончание, нужно: а. поставить глагол в неопределенную форму. Например: строите – строить; б. определить, какая гласная стоит перед – ть. Ко II спряжению относятся: а. все глаголы на – ить кроме брить, стелить. ; б. 7 глаголов на – еть: терпеть, вертеть, […]...
- Задание 19 ЕГЭ по русскому языку Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры цифру. , на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1. Солнце уже взошло когда путники осматривались на вершину холма и хотя не было ни единого облачка 4. небо было странного белесоватого цвета 5. и ближе к горизонту становилось свинцово-серым. 2. Сначала никто не мог понять каким […]...
- Задание 9 ЕГЭ по русскому языку Задание разработано Ольгой Владимировной Новошинцевой. Задание 9. Правописание приставок. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 1. беспр..страстный, пр..баутка квартирос..емщик, фортеп..янный под..грать, меж..нститутский бе..жалостный, ра..твориться об..зленный, поз..вчерашний 2. под..двинуть, перен..ладить об..ездить, интерв..юировать пр..смирев, правопр..емник бе..шовный, и..царапать пред..стория, сверх..звестный 3. бе..радостный, не..говорчивый […]...
- Задание 15 ЕГЭ 2015 года Задание 15 Разработано Ольгой Владимировной Новошинцевой.. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. 1. То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев. 2. Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац. 3. Уже увяли и почернели травы и цветы. 4. Стоял он в сторонке ни жив ни мертв. 5. […]...
- Задание как сочинить, придумать сказку-быль Жили-были лесть, подлость, самолюбование, ложь, лицемерие, лень и много-много других персонажей, которые олицетворяли все человеческие пороки. Как и в любой другой истории, здесь есть определенное событие, с которого все началось. Впрочем, это совсем не важно, потому, что такие проблемы затрагивают не только сказочных персонажей, но реальную жизнь. Это было на рассвете, когда солнечные лучи ласково […]...
- Домашнее задание!!!! На время приостановки занятий! Домашнее задание – русский язык и литература (Борзых Г. А.) 6- а, б – литература: прочитать с.100-115, ответить на вопросы в.1-8 с.1159-а, б – рус. яз: повт. параграф 17-19, 21-24,26, упр.251 лит-а: выучить монолог10кл – рус. яз: урок 10 I-1, III-1, IV – 1, VI-1 лит-а: прочитать “Мертвые души”, “Шинель” Н. В. Гоголь Домашнее задание […]...
- Урок. Контрольная работа: диктант и грамматическое задание Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание урока. Возможный вариант текста для диктанта: Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Ее не выбирают про своему вкусу и желанию точно так же, […]...
- Задание на зимние каникулы по математике для 11 класса Замечание: 1)к каждому вопросу по геометрии надо представить соответствующий чертеж (рисунок); 2) приводить примеры при ответах на вопросы по алгебре; 3) наличие конспекта приветствуется. Билет1 1. Прямоугольная система координат в пространстве. 2. Степень с произвольным действительным показателем степени. Билет2 1. Расстояние между точками.. Показательная функция, ее график и свойства Билет3 1. Координаты середины отрезка 2. […]...
- Анализ критической статьи. Задание егэ часть С В. Солоухин в этой статье осветил проблему безразличного отношения человека к лицу своей страны. Народ сам создает и определяет пейзаж родины. Писатель на примере дореволюционной России показал, как определялось лицо, силует каждого города. Также ландшафт украшали постройки помещиков. Но изменилось лицо, когда русский быт начал исчезать. Солоухин сравнивает ландшафт страны с художником – пейзажистом. Тем […]...
- Задание – При образовании одного прилагательного в корне происходит чередование Все они были разными людьми но за месяц у нас не случилось ни одной ссоры никто никого не подгонял работали все на совесть с восьми утра часто до полуночи в удивительном мире и согласии душою глазами ушами запоминая впитывая в себя красоту обыкновенной деревянной церкви не Бог весть какими мастерами поставленной но оттого еще более […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ Н. Нефедова 2016, вариант 2, задание 15.2 < p>”Весь пожар видел, с начала?… Бабушка-то, а? Старуха ведь?….Бита, ломана….То-то же…” < p>Часто мы встречаем в жизни таких пожилых людей, которым хочется низко поклониться, замерев от уважения и восхищения. Эти люди не обращают внимания на возрастные болячки и упадок сил. Они дышат радостью жизни, огонь перемен горит в их глазах. Такие старики и старухи […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ сборник Н. Нефедовой вариант 4 задание 15.2 < p>”Зачем же ты опять напачкал? – сердито спросил хозяин. Я объяснил ему, что без людей – скучно очень…!” < p>В отрывке из романа Максима Горького “Детство” автор рассказывает историю собственного учения в детстве у чертежника. Первого урока юный ученик добился с трудом: хозяева до того использовали его как слугу. Получив задание сделать ровный чертеж, […]...
- Задание придумать и написать небольшую сказку про радугу для 2 и 3 класса примеры Сказка про радугу Однажды после дождика мама показала Ване радугу. Радуга раскинулась на полнеба и была похожа на разноцветную дорожку. – Мама, а по радуге можно гулять? – спросил Ваня. – Нет, – засмеялась мама. – Радуга – это много-много маленьких капелек дождя. На них светит солнышко, и поэтому они сверкают. А мы, на Земле, […]...
- Сочинение ОГЭ на тему “Что такое память?” сборник 2016 Н. Нефедовой, вариант 1, задание 15.3 < p>Память – это свойство человека сохранять былое. Такое определение лично я могу дать памяти. Сохранять – означает сберегать, ощущать и вызывать картины прошлого и чувства прошлого в своей голове. Память – это, образно говоря языком современных компьютерщиков, свободный доступ к своему прошлому. < p>Часто мы сталкиваемся с тем, что память отказывает нам. “Многое из […]...
- Будденброки характеристика образа Иоганна Иоганн мл. (Жан) – сын Иоганна Б., консул. По сравнению со своим отцом человек совершенно другой эпохи. Ж. набожен и в то же время привержен “практическим идеалам” умеренного конституционализма и свободы торговли. В отличие от прямолинейной, не знающей сомнений личности старика Иоганна личность консула как бы раздвоена. Его моральная уязвимость заставляет размышлять и видеть больше, […]...
- Кем, по-вашему, предстает старик Сантьяго в конце повести – Победителем или побежденным? Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу “Старик и море”? 3. “мозговой штурм” (в группах). Сопоставляя повесть Э. Хемингуэя “Старик и море” и рассказ м. а. Шолохова “Судьба человека”, литературовед Н. К. Гей писал: “Девизом героя Хемингуэя может быть: Выстоять в безнадежности. Девизом героя Шолохова – Жить для преодоления безнадежности”. разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою точку зрения. 4. мини-дискуссия. можно ли повесть-притчу “Старик и море” назвать гимном человеку? Почему? 5. обобщение учителя. – можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. море выступает в повести почти как живое существо: “Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,- что поделаешь, такова уж ее природа”. В старике Сантьяго есть подлинное величие – он ощущает себя равным могучим силам природы. “рыба,- говорит он,- я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что свое мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. “Ну, так что ж? – говорит он себе. – теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счет начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом”. И вот он победил рыбу, а вместе с ней – и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об Этой рыбе, которой причиняет боль, о звездах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды. “…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить”,- говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость – это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени. V. .. . Рефлексия Подведение. . Итогов. . Урока. Заключительное слово учителя. – “Старик и море” – последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй – писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй. VI. .. . Домашнее. . Задание. Творческое задание. . Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: “О чем заставляет задуматься повесть-притча “Старик и море”?”; “Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче “Старик и море”)”. Индивидуальное задание. . Подготовить “литературные визитки” о жизни и творчестве Э. Ионеско (2-3 учащихся). Знать содержание драмы Э. Ионеско “Носороги”. Образ Чадского в контексте эпохи тогдашней России Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он “в противуречии с обществом”,- указывает сам Грибоедов. В глазах современников он новатор и “либералист”, вольнодумец. В сознании последующих поколений Чацкий чаще всего связывается с декабристами, с людьми “вечной памяти двенадцатого года”. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней […]...
- Формы естественного отбора Вопрос 1. Что такое стабилизирующий отбор? В каких условиях его действие проявляется наиболее заметно? Стабилизирующий отбор – форма естественного отбора, направленная на поддержание существующих фенотипов организмов. Его действие проявляется наиболее заметно там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода или остаются постоянными достаточно длительное время по сравнению с продолжительностью жизни отдельных поколений. Вопрос […]...
- Сочинение на тему: СЛОВО – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ СЛОВО – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана. И. Бунин Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, но можно и разъединить их. Словом можно служить любви, а можно вражде и ненависти тоже. Поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним. Прежде чем начинать говорить, следует подумать, […]...
- Кем был автор “Слова о полку Игореве”? Копий как много по тебе сломали, “Слово…” ! Оратор не один слюною захлебнулся. Должен тоже я выполнить заданье школы. Но так, чтоб Автор Там не сильно ужаснулся. (Нимтар) “Слово…” – один из немногих памятников древнерусской литературы, дошедший до наших времен. За его сохранность огромное спасибо переписчикам летописей и собирателям древних текстов. И все же, одной […]...
- “Тройка” Н. А. Некрасова в школьном изучении Рекомендуемая программа анализа 1. Место “Тройки” в творчестве Некрасова. 2. Круг основных мотивов, определяющих художественное содержание стихотворения. 3. Назовите центральный образ стихотворения. Ощутима ли связь некрасовской трактовки данного образа с литературной традицией? В чем это проявляется? 4. Какова композиция стихотворения? Определите принцип деления на части. 5. Определите особенность позиции лирического героя стихотворения: каково его отношение […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Караул” Текст Л. Пантелеева заканчивается фразой “Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”. По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: настоящий человек всегда держит свое слово, при каких бы условиях он его не дал. Такой […]...
- Художественная литература как искусство слова Художественная литература как искусство слова Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово “искусство” многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую […]...
- Политкорректность в языке Политкорректность Время от времени каждому из нас приходится слышать о политкорректности. Это слово, по всей видимости, уже стало частью русского языка, поскольку фиксируется в некоторых словарях. И многим из нас известно, что появилось это слово в Америке, где движение за политкорректность давно наложило отпечаток на жизнь общества. Но тем не менее, употребляя это название, мы […]...
- Как относится к отметкам ребенка Как относится к отметкам ребенка. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только […]...
- Мой друг алеша (сочинение-заметка в газету) План 1. Мой друг Алеша. 2. Что меня привлекает в друге: А) мужественность; Б) самостоятельность; В) умение держать слово; Г) выносливость. 3. Быть настоящим мужчиной нелегко. Хочу рассказать о своем друге Алеше. Для меня он во многом пример. Алеша растет в семье без отца. Поэтому, наверное, он так рано почувствовал, что должен быть по-мужски сильным. […]...
- УРОК № 4 (інформатика 2 клас) Тема. Різні види курсорів. Клавіші керування курсором. Мета: Повторити назви пристроїв ПК і їх призначення; ознайомити учнів із клавішами керування курсором, навчити користуватися ними; виховувати дбайливе користування клавіатурою. Програмне забезпечення: Комп’ютерна програма “Скарбниця знань”. Вимоги до учнів : знати назви зовнішніх пристроїв ПК та їхні функції; мати уявлення про призначення курсору; розуміти призначення клавіш керування […]...
- Природные зоны Африки 1. По карте определите, в каких климатических поясах находятся тропические пустыни и полупустыни. Для выполнения этого задания вам потребуются карты природных зон и климатических поясов. Определите, в каких климатических поясах находятся данные природные зоны. Почему они сформировались именно в этих климатических поясах? Самой главной причиной является среднегодовое количество осадков, характерное для данного климатического пояса. Уменьшение […]...
- Добро С раннего детства нас учат родители, что такое хорошо, что такое плохо. Старательно объясняют, как можно поступать, а как нельзя. Читают книги о героях, помогающих людям. Показывают советские мультфильмы, которые способны воспитать не только детишек, но и сформировавшиеся личности. Можно сказать, что в нас пробуждают доброту, заложенную в наших сердцах уже с рождения. Доброта – […]...
- Определение Производящее слово Производящее слово (мотивирующее слово) – слово, от которого при помощи специальных формантов образовано другое слово данного языка (см. Производное слово). Производящее слово включено в производное как формально (в виде его основы), так и семантически (значение производного слова непременно отсылает нас к значению производящего). Производящее слово чаще и по форме, и по значению проще, чем производное […]...