Зачем в романе “Мастер и Маргарита” чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни?

Бывают странные сближенья.
А. С. Пушкин
“Мастер и Маргарита” – двойной роман; он состоит из двух романов, одновременно похожих и непохожих друг на друга: романа о судьбе Мастера и романа Мастера о Понтии Пилате. Временной интервал в две тысячи лет без одного столетия разделяет действия этих романов. Они противопоставлены друг другу как священная и человеческая история.

В “античном” романе представлена всемирная, всечеловеческая история, которая существует вне времени и пространства. По четкости идеи этот роман похож

на притчу, где действуют не столько конкретные образы-личности, сколько образы-символы: герой (Иешуа), трус (Пилат), злодей-интриган (Кайфа), друг-ученик (Левий Матвей), предатель (Иуда). Священная история включает в себя полное знание судеб человечества, все ее события обладаю! универсальностью, то есть много раз в разных вариациях повторяются в реальной человеческой истории.

В “московском” романе изображены вполне узнаваемое место и историческое время, в которое живут сам Мастер и другие реальные герои романа, – Москва конца 20-х годов XX века.
Однако читатель воспринимает книгу Булгакова как цельное,

законченное произведение. Почему? Объединяет два романа, во-первых, то, что в обоих есть герои (Воланд и его свита, Левий Матвей, Маргарита – возлюбленная Мастера и ведьма), которые, благодаря своей полуфантастической-полуреальной сущности, свободно перемещаются из одного романа в другой, скрепляя их и композиционно, и содержательно.

Например, Воланд – князь тьмы и герой священной истории – является в Москву посмотреть на москвичей с определенной точки зрения, о чем прямо заявляет во время сеанса черной магии: “Меня интересует (…) гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне?” (1, 12). Воланд и сопровождающие его мелкие бесы создают ситуации, в которых москвичи разоблачают себя полностью. Происходит это шутливо, иронически весело, то есть через осмеяние.
Во-вторых, писатель стирает резкую границу между романами, но все-таки сохраняет различия между ними. Булгаков представляет человеческую историю как иронически сниженное отражение священной истории. Не случайно в “Мастере и Маргарите” сближаются два города-столицы (Москва и Ершалаим), две толпы – жители обоих городов (зрители в театре Варьете во время сеанса черной магии и любопытные зеваки на Лысой горе в сцене казни Иешуа), две организации, регулирующие духовную жизнь общества (МАССОЛИТ и Синедрион), похожие по сути герои (Мастер – Иешуа, Иван Бездомный – Левий Матвей, Берлиоз – Кайфа, Алоизий Могарыч – Иуда).

Оба романа заканчиваются одной и той же сценой – “последней” грозой над Ершалаимом и Москвой: в эсхатологии (учении о конце света) страшная гроза предвещает наступление Страшного суда.
В-третьих, священная история, подобно человеческой, получает не схематичное, что можно было бы ожидать от притчи, а живое и красочное описание: в “античных” главах появляется множество героев, отмеченных индивидуальными чертами: римские легионеры (тупой садист Марк Крысобой и проницательный, исполнительный Афраний), чиновники (любопытный секретарь суда), неотразимая соблазнительница Низа, бессовестный провокатор и молодой сластолюбец Иуда. Тщательно разработанными характерами обладают два главных героя-антагониста “античного” романа – Понтий Пилат и Иешуа.

В-четвертых, события “античного” и “московского” романов происходят с интервалом почти в две тысячи лет, но при этом параллельно: весной, накануне праздника Пасхи, в течение пяти дней Страстной недели – от среды до воскресения (об этом в книге Г. А. Лесскиса “Триптих М. А. Булгакова о русской революции” М., 1999, с 246-247). Иешуа рассказывает Пилату во время допроса, что в среду пришел в Ершалаим, а вечером в доме у Иуды его арестовали. В среду же в Москве на закате дня Берлиоз и Бездомный беседуют с подозрительным профессором черной магии. В четверг Иешуа допрашивали с пристрастием у Каифы (на следующий день Пилат видит синяк и ссадины на лице философа) и вынесли смертный приговор от имени Синедриона, а в Москве Иван Бездомный попадает в клинику Стравинского и слушает историю Мастера, Степа Лиходеев улетает в Ялту, Воланд дает потрясающее представление в Варьете.

В пятницу Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, бродячий философ умирает на кресте, Пилат приказывает убить Иуду, а в Москве происходит Великий бал у сатаны, где каждый получает по заслугам: Берлиоз – небытие, Алоизий Могарыч – разоблачение и пожар, который уничтожает его квартиру, Мастер – память, Маргарита – любимого человека. В субботу Левий Матвей и Воланд договариваются о судьбе Мастера; Мастер и Маргарита умирают, воскресают, прощаются с Иваном Бездомным в клинике Стравинского, Понтий Пилат получает прощение. В воскресение на рассвете Мастер и Маргарита обретают свой покой.
В-пятых, в тридцать второй главе “Прощение и вечный приют” герой “античного” романа Понтий Пилат и герои “московского” романа Мастер и Маргарита встречаются где-то между Москвой и небесным Ершалаимом; Пилат из придуманного литературного героя превращается вживого, а Мастер оказывается в трансцендентальном мире.
Таким образом, Булгаков изображает две различные модели одного и того же мира: трагическую, философскую (“античные” главы) и шутовскую, сатирическую, бытовую (“московские” главы). Первая модель дает апокалипсическое объяснение всему происходящему: интерпретирует Воланда как сатану, а его пребывание в Москве – как начало Страшного суда; смерть Мастера и Маргариты – как их переход в трансцендентальный мир; сны профессора Понырева – как мистическое общение с этим миром. Вторая модель объявляет Воланда и его свиту “шайкой гипнотизеров и чревовещателей” (эпилог); часть событий – не происходившими на самом деле, а только приснившимися некоторым персонажам (сон Ивана Бездомного – глава “Казнь”, “валютный” сон управдома Никанора Ивановича Босого).

Необычные события в “московских” главах оказываются “ловким приемом”, позволяющим развернуть занятный сюжет, показать характеры реальных земных героев и некоторые стороны вполне реального московского быта.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что в романе “Мистер и Маргарита” автор стремится осмыслить и изобразить современную ему советскую эпоху, поэтому главное внимание (28 глав из 32) посвящено описанию пестрой московской жизни конца 20-х годин XX пека. Булгаков показывает будничные заботы простых сто-личных жителей (“квартирный вопрос”, дефицит всего и вся), ухищрения разных жуликов и проходимцев, бюрократизм чиновников, идейный диктат “духовных вождей”, развлечения москвичей, деятельность секретных карательных органов. Однако приговор этой жизни и этому обществу писатель выносит весьма оригинально – через сравнение “античных” и “московских” глав.
Роман “Мастер и Маргарита” демонстрирует булгаковский взгляд на философию истории: человечество развивается циклично, в историческом времени проявляются закономерности всеобщей истории. Поэтому Ершалаим и Москва представляют одну и ту же тоталитарную государственную систему, с похожей фанатичной государственной идеологией (иудаизм и атеизм), с похожими методами подавления идейных противников (донос, лжесвидетельство, казнь-расправа). Как в “античных” главах народ и правители не поняли, что погубили человека, проповедующего высокую нравственную истину, так и в “московских” главах люди не понимают истинного смысла жизни, походя губят писателя, который хотел напомнить им о главных духовных ценностях – добре, свободе, любви. Иными словами, новое государство в Советском Союзе не сформировалось, хотя оно гордо называется первое в мире пролетарское государство; в нем не существует людей нового типа, свободных от недостатков классового общества.

И Советский Союз, и советские люди по сути очень напоминают прежние государства и людей, живших две тысячи лет назад без одного столетия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Зачем в романе “Мастер и Маргарита” чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни?