За что ставят ту или иную оценку
Существуют определенные нормы, которыми руководствуется учитель при выставлении той или иной оценки. Эти нормы очень строгие, и учитель не имеет права их нарушать или игнорировать. Давайте познакомимся с нормами оценок сочинений, чтобы знать, за что же учитель ставит вам “2”, “3”, “4” и “5”?
Итак, вы получили свое сочинение после проверки, и в конце вы видите такую, например, запись:
2 – 1 “4”
1 – 3 – 2 “4”
Что же означают эти цифры?
Первая строчка содержит сведения о количестве допущенных
Вторая строчка показывает вам, сколько вы допустили орфографических (первая цифра, в нашем примере – 1 орфографическая ошибка или 2-3 ошибки на одно и то же правило,
об этом рассказывается ниже), пунктуационных (вторая цифра, в нашем примере – 3 разные пунктуационные ошибки или 4-9 пунктуационных ошибок на 3 разные пунктограммы) и грамматических ошибок (третья цифра, у нас – 2 разные
Если сочинение по русскому языку, то обе оценки через дробь выставляются в журнал на странице русского языка (например: 4\4). Если же сочинение по литературе, то первая оценка ставится по литературе, а вторая – на то же или ближайшее число, но уже на странице, отведенной урокам русского языка.
Теперь рассмотрим критерии оценок за сочинение.
Оценки за содержание и речевое оформление
“5” – эту оценку можно полупить, если:
– содержание работы полностью соответствует теме;
– фактические ошибки отсутствуют;
– содержание излагается последовательно;
– работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
– достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
“4” – эта оценка ставится, если:
– содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
– содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
– имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
– лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
– стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
“3” – эту оценку учитель может поставить,
если:
– в работе допущены существенные отклонения от темы;
– работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;
– допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
– беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
– стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
“2” – эту оценку вам поставят, если:
– работа не соответствует теме;
– допущено много фактических неточностей;
– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
– крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
– нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено до 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
“1” – если учитель поставил вам эту оценку (хотя в последнее время ее уже почти не ставят), то это означает, что в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Оценка за грамотность
“5” – для этой оценки допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибка (обратите внимание, что не и, а или!).
“4” – допускаются ошибки: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические.
“3” – для этой оценки допускаются ошибки: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе допускаются: 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические.
“2” – допускаются ошибки: 7 орфографических и 7 пунктуационных или 6 орфографических и 8 пунктуационных, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.
“1” – имеется более 7 орфографических,
7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Чтобы было понятнее все вышесказанное, мы предлагаем вам таблицы, по которым всегда можно определить, какой оценки заслуживает та или иная работа в зависимости от количества допущенных ошибок.
Вначале о первой оценке.
Первая оценка | Количество недочетов в содержании | Количество речевых недочетов |
“5” | 0 или 1 | 0 или 1 |
“4” или “5” | 0 или 1 | 2 |
“4” | 0 или 1 | 3 |
“4” | 2 | от 0 до 3 |
“3 ” или << 4 " | 0, или 1, или 2 | 4 |
“3” | 0, или 1, или 2 | 5 |
3 или 4 | от 0 до 5 | |
“2” | от 0 до 4 | 6 или 7 |
“2” | 5 или 6 | от 0 до 7 |
“1” | любое количество | 8 и более |
“1” | 7 и более | любое количество |
Все приведенные критерии верны, если в сочинении соблюдаются другие требования для данной оценки. Если в вашем сочинении нет ошибок, но оно состоит из 2-3 строчек, учитель имеет полное право поставить за такую работу первую оценку – “2”. Если содержание сочинения совсем не соответствует его теме, то учитель не может поставить за такое сочинение даже “3”! Если у вас 2 ошибки в содержании и 2 речевых недочета, учитель все равно имеет право поставить “3”, если в вашей работе однообразны употребляемые синтаксические конструкции, беден словарь, речь недостаточно выразительна.
Так что, прежде чем протестовать и возмущаться “несправедливой” оценкой, нужно внимательно посмотреть, соответствует ли ваше сочинение всем ранее (еще до таблицы) перечисленным требованиям?
А теперь о критериях для второй оценки.
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
“5” | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | |
0 | 1 | 0 | |
1 | 0 | 0 |
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
“4” | 0 | 0 | 2 |
0 | 1 | 1 или 2 | |
1 | 0 | 1 или 2 | |
0 | 2, или 3, или 4 | 0, или 1, или 2 | |
1 | 1, или 2, или 3 | 0, или 1, или 2 | |
2 | 0, или 1, или 2 | 0, или 1, или 2 | |
” 3 “ | 0, или 1, или 2 | 0, или 1, или 2 | 3 или 4 |
0 | 6 или 7 | от 0 до 4 | |
1 | 4, или 5, или 6 | от 0 до 4 | |
2 | от 3 до 6 | от 0 до 4 | |
3 | от 0 до 5 | от 0 до 4 | |
4 | от 0 до 4 | от 0 до 4 | |
“2” | от 0 до 7 | от 0 до 7 | 5, или 6, или 7 |
1 или 2 | 7 | от 0 до 7 | |
3 | 6 или 7 | от 0 до 7 | |
от 4 до 7 | 5, или 6, или 7 | от 0 до 7 |
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
“2” | 5, или 6, или 7 | от 0 до 7 | от 0 до 7 |
“1” | 8 и более | любое количество | любое количество |
любое количество | 8 и более | любое количество | |
любое количество | любое количество | 8 и более |
При всем своем многообразии эти критерии подчиняются главному правилу: существует определенный предел, превышать который нельзя. Для оценки “4” таким пределом являются 2 орфографические ошибки, т. е. если в работе есть 3 орфографические ошибки, то за такую работу нельзя поставить “4” за грамотность при любом количестве других ошибок (даже если других ошибок нет вообще!). Для оценки “3” предел – 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок).
При оценке сочинения учитель кроме вышеназванных критериев и требований учитывает характер ошибок, их повторяемость и однотипность, а также наличие и количество поправок. Обо всем этом коротко и расскажем.
По характеру ошибки могут быть грубыми и негрубыми. При подсчете две негрубые ошибки считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
– в исключениях из правил (например, неверное написание оловяного вместо верного оловянного или ошибочное зависет вместо правильного зависит);
– в написании большой буквы в составных собственных наименованиях (например, ошибочное Кавказское Побережье вместо правильного Кавказского побережья);
– в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (например, если напишете поодиночке и водиночку вместо правильного поодиночке и в одиночку);
– в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (например, неверное написание Работа не-выполнена вместо правильного Работа не выполнена);
– в написании ы и и после приставок (всякие неправильные взискать, предыстория и сверхынтересный вместо верных взыскать, предыстория и сверхинтересный);
– в случаях трудного различения не и ни (например: Никто иной не… и Не кто иной, как и другие подобные примеры);
– в собственных именах нерусского происхождения (Жюль, Корэхито и так далее);
– в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (например, вместо тире поставлена запятая);
– в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности (например, вместо запятой и тире стоит только тире или в конце прямой речи стоит “.).
Учитель также должен учитывать повторяемость ошибок: если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку, хоть вы 10 раз напишете мароз, марозец и марозный.
При проверке сочинения учитель подсчитывает и однотипные ошибки – ошибки на одно правило (например, на правило правописания букв е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения). Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое, проверочное, слово или его форму (это такие правила, как проверяемые безударные гласные в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, гласные в суффиксах существительных – ек и – ик, а также – для тех, кто учится по комплексу В. В. Бабайцевой – буквы е-о после шипящих в корне слова). Первые 3 однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая ошибка на это правило учитывается уже как самостоятельная: если вы, например, допустили 4 ошибки на правило “Употребление ь на конце существительных после шипящих”, то учитель должен вам посчитать только 2 ошибки.
Если в непроверяемом (так называемом словарном) слове вы допустили 2 или больше ошибок, все они считаются за одну ошибку (например, если вы написали порошут вместо верного парашют, это будет считаться за I ошибку).
И, наконец, об исправлениях. В работе допускается: для оценки “5” – не больше 2 помарок (исправлений неверных написаний на верные), для других оценок можно допустить 5 помарок. Если помарок будет больше (неважно сколько – хоть 10), то оценка за грамотность снижается на 1 балл.
При оценке работы учителем исправляются, но не учитываются ошибки:
– в переносе слов;
– на правила, которые не включены
в школьную программу;
– на еще не изученные правила (вот это важно, так как учителя часто этим грешат: отмечают такие ошибки и выставляют низкие оценки!);
– в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
– в передаче авторской пунктуации (это характерно больше для диктантов, но авторская пунктуация может появиться и в сочинении – в цитатах).
Также исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова. Например, если у вас появилось слово мемля вместо привычного земля, то это не ошибка! Это описка, и ее нельзя учитывать при оценке как сочинения, так и любой другой работы – изложения или диктанта!
Программа рекомендует следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1 страницы; в 6 классе – 1-1,5 страницы; в 7 классе – 1,5-2 страницы; в 8 классе – 2-3 страницы; в 9 классе – 3-4 страницы*.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться, и об этом прямо говорится в программе, как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа-письма учащихся, их общего развития.
Некоторые сочинения, представленные в данном сборнике, малы по объему, но это или сочинения-миниатюры, сочинения-этюды, или такой объем оправдан стилем, жанром, замыслом и т. д.
Вот сколько критериев и требований необходимо держать в голове учителю при выставлении вам правильной, объективной оценки за сочинение! Неудивительно, что и у педагогов случаются ошибки, поэтому надо с пониманием относиться к их тяжелому труду (представьте себе стопку из нескольких десятков тетрадей, которые нужно проверить за 7-10 дней!). И если возникают сомнения в объективности выставленной оценки, нужно очень тактично напомнить учителю о критериях, которые он, может быть, упустил из виду.
Главное здесь – не сесть в лужу самим, посмотреть на свою работу как бы со стороны, оценить ее по нормам, которые указаны в начале этой главы: достаточен ли объем вашего сочинения, раскрыта ли тема и так далее, и тому подобное…