За что ставят ту или иную оценку



Существуют определенные нормы, которы­ми руководствуется учитель при выставлении той или иной оценки. Эти нормы очень строгие, и учитель не имеет права их нарушать или иг­норировать. Давайте познакомимся с нормами оценок сочинений, чтобы знать, за что же учи­тель ставит вам “2”, “3”, “4” и “5”?

Итак, вы получили свое сочинение после проверки, и в конце вы видите такую, напри­мер, запись:

2 – 1 “4”

1 – 3 – 2 “4”

Что же означают эти цифры?

Первая строчка содержит сведения о ко­личестве допущенных

вами недочетов: фак­тических и логических (это первая цифра, в данном примере – их 2) и речевых (вторая цифра, в примере – 1), затем ставится (обыч­но в кавычках) оценка за содержание и рече­вое оформление вашей работы.

Вторая строчка показывает вам, сколько вы допустили орфографических (первая цифра, в нашем примере – 1 орфографическая ошиб­ка или 2-3 ошибки на одно и то же правило,

об этом рассказывается ниже), пунктуацион­ных (вторая цифра, в нашем примере – 3 раз­ные пунктуационные ошибки или 4-9 пункту­ационных ошибок на 3 разные пунктограммы) и грамматических ошибок (третья цифра, у нас – 2 разные

грамматические ошибки). В конце строчки – оценка за грамотность.

Если сочинение по русскому языку, то обе оценки через дробь выставляются в журнал на странице русского языка (например: 4\4). Если же сочинение по литературе, то первая оценка ставится по литературе, а вторая – на то же или ближайшее число, но уже на стра­нице, отведенной урокам русского языка.

Теперь рассмотрим критерии оценок за со­чинение.

Оценки за содержание и речевое оформление

“5” – эту оценку можно полупить, если:

– содержание работы полностью соответству­ет теме;

– фактические ошибки отсутствуют;

– содержание излагается последовательно;

– работа отличается богатством словаря, раз­нообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

– достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

“4” – эта оценка ставится, если:

– содержание работы в основном соответст­вует теме (имеются незначительные откло­нения от темы);

– содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточ­ности;

– имеются незначительные нарушения по­следовательности в изложении мыслей;

– лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

– стиль работы отличается единством и до­статочной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 ре­чевых недочетов.

“3” – эту оценку учитель может поставить,

если:

– в работе допущены существенные отклоне­ния от темы;

– работа достоверна в главном, но в ней име­ются отдельные фактические неточности;

– допущены отдельные нарушения последо­вательности изложения;

– беден словарь и однообразны употребля­емые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

– стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недоче­тов.

“2” – эту оценку вам поставят, если:

– работа не соответствует теме;

– допущено много фактических неточностей;

– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответству­ет плану;

– крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотреб­ления;

– нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

“1” – если учитель поставил вам эту оценку (хотя в последнее время ее уже почти не ста­вят), то это означает, что в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 ре­чевых недочетов.

Оценка за грамотность

“5” – для этой оценки допускается: 1 ор­фографическая, или 1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка (обратите внимание, что не и, а или!).

“4” – допускаются ошибки: 2 орфогра­фические и 2 пунктуационные, или 1 орфо­графическая и 3 пунктуационные, или 4 пун­ктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические.

“3” – для этой оценки допускаются ошибки: 4 орфографические и 4 пунктуацион­ные, или 3 орфографические и 5 пунктуаци­онных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе допуска­ются: 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические.

“2” – допускаются ошибки: 7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных или 6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных, 5 орфографиче­ских и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматиче­ских.

“1” – имеется более 7 орфографических,

7 пунктуационных и 7 грамматических оши­бок.

Чтобы было понятнее все вышесказанное, мы предлагаем вам таблицы, по которым всег­да можно определить, какой оценки заслужи­вает та или иная работа в зависимости от ко­личества допущенных ошибок.

Вначале о первой оценке.

Первая

оценка

Количество недочетов в содержании

Количество

речевых

недочетов

“5”

0 или 1

0 или 1

“4” или “5”

0 или 1

2

“4”

0 или 1

3

“4”

2

от 0 до 3

“3 ” или << 4 "

0, или 1, или 2

4

“3”

0, или 1, или 2

5

3 или 4

от 0 до 5

“2”

от 0 до 4

6 или 7

“2”

5 или 6

от 0 до 7

“1”

любое

количество

8 и более

“1”

7 и более

любое

количество

Все приведенные критерии верны, если в сочинении соблюдаются другие требования для данной оценки. Если в вашем сочинении нет ошибок, но оно состоит из 2-3 строчек, учитель имеет полное право поставить за такую работу первую оценку – “2”. Если содержание сочинения совсем не соответствует его теме, то учитель не может поставить за такое сочине­ние даже “3”! Если у вас 2 ошибки в содержа­нии и 2 речевых недочета, учитель все равно имеет право поставить “3”, если в вашей рабо­те однообразны употребляемые синтаксические конструкции, беден словарь, речь недостаточно выразительна.

Так что, прежде чем протесто­вать и возмущаться “несправедливой” оценкой, нужно внимательно посмотреть, соответствует ли ваше сочинение всем ранее (еще до табли­цы) перечисленным требованиям?

А теперь о критериях для второй оценки.

Оценка за грамотность

Количество

орфогра­фических

ошибок

Количество

пунктуа­ционных

ошибок

Количество

грамма­тических

ошибок

“5”

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

Оценка за грамотность

Количество

орфогра­фических

ошибок

Количество

пунктуа­ционных

ошибок

Количество

грамма­тических

ошибок

“4”

0

0

2

0

1

1 или 2

1

0

1 или 2

0

2, или 3, или 4

0, или 1, или 2

1

1, или 2, или 3

0, или 1, или 2

2

0, или 1, или 2

0, или 1, или 2

” 3 “

0, или 1, или 2

0, или 1, или 2

3 или 4

0

6 или 7

от 0 до 4

1

4, или 5, или 6

от 0 до 4

2

от 3 до 6

от 0 до 4

3

от 0 до 5

от 0 до 4

4

от 0 до 4

от 0 до 4

“2”

от 0 до 7

от 0 до 7

5, или 6, или 7

1 или 2

7

от 0 до 7

3

6 или 7

от 0 до 7

от 4 до 7

5, или 6, или 7

от 0 до 7

Оценка за грамотность

Количество

орфогра­фических

ошибок

Количество

пунктуа­ционных

ошибок

Количество

грамма­тических

ошибок

“2”

5, или 6, или 7

от 0 до 7

от 0 до 7

“1”

8 и более

любое

количество

любое

количество

любое

количество

8 и более

любое

количество

любое

количество

любое

количество

8 и более

При всем своем многообразии эти критерии подчиняются главному правилу: существует оп­ределенный предел, превышать который нельзя. Для оценки “4” таким пределом являются 2 ор­фографические ошибки, т. е. если в работе есть 3 орфографические ошибки, то за такую работу нельзя поставить “4” за грамотность при любом количестве других ошибок (даже если других ошибок нет вообще!). Для оценки “3” предел – 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок).

При оценке сочинения учитель кроме вы­шеназванных критериев и требований учиты­вает характер ошибок, их повторяемость и од­нотипность, а также наличие и количество поправок. Обо всем этом коротко и расскажем.

По характеру ошибки могут быть грубы­ми и негрубыми. При подсчете две негрубые ошибки считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

– в исключениях из правил (например, не­верное написание оловяного вместо вер­ного оловянного или ошибочное зависет вместо правильного зависит);

– в написании большой буквы в составных собственных наименованиях (например, ошибочное Кавказское Побережье вместо правильного Кавказского побережья);

– в случаях слитного и раздельного напи­сания приставок в наречиях, образован­ных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (например, если напишете по­одиночке и водиночку вместо правильного поодиночке и в одиночку);

– в случаях раздельного и слитного напи­сания не с прилагательными и причасти­ями, выступающими в роли сказуемого (например, неверное написание Работа не-выполнена вместо правильного Работа не выполнена);

– в написании ы и и после приставок (вся­кие неправильные взискать, предыстория и сверхынтересный вместо верных взыс­кать, предыстория и сверхинтересный);

– в случаях трудного различения не и ни (например: Никто иной не… и Не кто иной, как и другие подобные примеры);

– в собственных именах нерусского проис­хождения (Жюль, Корэхито и так далее);

– в случаях, когда вместо одного знака пре­пинания поставлен другой (например, вместо тире поставлена запятая);

– в пропуске одного из сочетающихся зна­ков препинания или в нарушении их по­следовательности (например, вместо запя­той и тире стоит только тире или в конце прямой речи стоит “.).

Учитель также должен учитывать повто­ряемость ошибок: если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одноко­ренных слов, то она считается за одну ошиб­ку, хоть вы 10 раз напишете мароз, марозец и марозный.

При проверке сочинения учитель подсчи­тывает и однотипные ошибки – ошибки на одно правило (например, на правило право­писания букв е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения). Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для вы­яснения правильного написания одного сло­ва требуется подобрать другое, проверочное, слово или его форму (это такие правила, как проверяемые безударные гласные в корне сло­ва, проверяемые согласные в корне слова, не­произносимые согласные в корне слова, глас­ные в суффиксах существительных – ек и – ик, а также – для тех, кто учится по комплек­су В. В. Бабайцевой – буквы е-о после ши­пящих в корне слова). Первые 3 однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая ошибка на это правило учитывает­ся уже как самостоятельная: если вы, напри­мер, допустили 4 ошибки на правило “Упот­ребление ь на конце существительных после шипящих”, то учитель должен вам посчитать только 2 ошибки.

Если в непроверяемом (так называемом словарном) слове вы допустили 2 или больше ошибок, все они считаются за одну ошибку (например, если вы написали порошут вмес­то верного парашют, это будет считаться за I ошибку).

И, наконец, об исправлениях. В работе до­пускается: для оценки “5” – не больше 2 по­марок (исправлений неверных написаний на верные), для других оценок можно допустить 5 помарок. Если помарок будет больше (неважно сколько – хоть 10), то оценка за гра­мотность снижается на 1 балл.

При оценке работы учителем исправляют­ся, но не учитываются ошибки:

– в переносе слов;

– на правила, которые не включены

в школьную программу;

– на еще не изученные правила (вот это важно, так как учителя часто этим гре­шат: отмечают такие ошибки и выставля­ют низкие оценки!);

– в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

– в передаче авторской пунктуации (это ха­рактерно больше для диктантов, но автор­ская пунктуация может появиться и в со­чинении – в цитатах).

Также исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажа­ющие звуковой облик слова. Например, если у вас появилось слово мемля вместо привыч­ного земля, то это не ошибка! Это описка, и ее нельзя учитывать при оценке как сочине­ния, так и любой другой работы – изложения или диктанта!

Программа рекомендует следующий при­мерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1 страницы; в 6 классе – 1-1,5 страницы; в 7 классе – 1,5-2 страницы; в 8 классе – 2-3 страницы; в 9 классе – 3-4 страницы*.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться, и об этом прямо говорится в программе, как к примерному, так как объ­ем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа-письма уча­щихся, их общего развития.

Некоторые сочинения, представленные в данном сборнике, малы по объему, но это или сочинения-миниатюры, сочинения-этюды, или такой объем оправдан стилем, жанром, замыслом и т. д.

Вот сколько критериев и требований необ­ходимо держать в голове учителю при выстав­лении вам правильной, объективной оценки за сочинение! Неудивительно, что и у педагогов случаются ошибки, поэтому надо с понима­нием относиться к их тяжелому труду (пред­ставьте себе стопку из нескольких десятков тетрадей, которые нужно проверить за 7-10 дней!). И если возникают сомнения в объек­тивности выставленной оценки, нужно очень тактично напомнить учителю о критериях, которые он, может быть, упустил из виду.

Главное здесь – не сесть в лужу самим, по­смотреть на свою работу как бы со стороны, оценить ее по нормам, которые указаны в на­чале этой главы: достаточен ли объем ваше­го сочинения, раскрыта ли тема и так далее, и тому подобное…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

За что ставят ту или иную оценку