З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века”
З. Н. Гиппиус (1869-1945) – самобытная фигура “серебряного века”;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоминаний “Живые лица”; (1925) свое свидетельство об этой эпохе. Поэзия 3. Гиппиус – монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на несколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря на Бога, обретая в христианстве некоторую жизненную и творческую опору. Первые стихотворения поэтессы появились в 1888 году в журнале
Вместе с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым 3. Гиппиус в 1903-1904-ом годах издавала литературный журнал “Новый путь”;, в котором выступала не только как поэт, но и как критик и публицист. Первые поэтические сборники “Собрание стихов”; вышли в 1904 и 1910-м годах. В стихотворениях этого периода чувственная любовь лирического героя сочетается со страхом смерти.
Собственная личность понимается поэтессой как высшая ценность, в лирике прослеживаются мотивы собственной избранности, культ одиночества, эстетизация
Только об этом? Тройная правда – и тройной порог. Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог: О Человеке. Любви. И Смерти.
Поэзии 3. Гиппиус свойственна психологическая углубленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистическое мастерство, ритмическая изысканность. В. Я. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы “писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы”;. Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем: много в нем личностного, потаенного: Мы негодуем иль играем, Иль лжем – но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна. (“Любовь – одна”;) Молитва – любимый жанр поэтессы. К ней она обращается, мечтая о чуде: И это желание не знаю откуда Пришло откуда. Но сердце просит и хочет чуда, Чуда! (“Песня”;) В 1918 году опубликован поэтический сборник З. Н. Гиппиус “Последние стихи. 1914-1918″.
Находясь под воздействием символистской эстетики, 3. Гиппиус пишет о тяжелых для России потрясениях начала XX века в стихотворениях “14 декабря”;, “14 декабря 17 года”;, “14 декабря 18 года”;, посвященных декабристской тематике. Петербург предстает в этих стихах “оплеванной Невой”;, городом, где потерян “и стыд души, и честь земли”;. Петербург – “герой”; многих стихов Гиппиус: “Петербург”; (1909), “Петроград”; (1914), “Лазарь”; (1922) и др.
Для поэтессы столица – победоносный деспот, который умерщвляет своим дыханием поверженную Россию. Это – город смерти, ему она предрекает отмщенье (“Петербургу быть пусту”;): Кто посягнул на детище Петрово? Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово, Смел изменить хотя б единый звук? Не мы, не мы…
Растерянная челядь, Что, властвуя, сама боится нас! Все мечутся, да чьи-то ризы делят, И все дрожат за свой последний час… (“Петроград”;) Город на Неве для Гиппиус – трагический символ былого величия. Стихотворения поэтессы разных лет, посвященные северной столице, вписаны по праву в контекст эпохи.
В 1909 году поэтесса шлет проклятья и гибель городу – “Божьему врагу”; и утверждает, что никакое “очищающее пламя”; его не спасет (“Петербург”;), в декабре 1914 года, разгневавшись “патриотическим”; переименованием “детища Петрова”;, призывает на помощь “Медного Вождя”; и уверена, что “прекрасно-страшный Петербург”; восстанет в “белоперистости вешних пург”; (стихотворение “Петроград”;), В 1919-м году, также как и муж Д. С. Мережковский, не приняв Октябрьской революции 1917-го года, З. Н. Гиппиус эмигрировала из России во Францию, где и прожила до конца своей жизни.
Глоссарий:
– мой любимый поэт серебряного века гиппиус – сочинение на тему мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус – сочинение мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус – мой любимый поэт серебряного века Зинаида Гиппиус – сочинение мой поэт серебряного века гиппиус