Юмор и сатира. Смех – дело серьезное

Почему мы смеемся? Что делает ситуации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто.

Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совершенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит пословица: “Гора родила мышь”. Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820-1903): “Смех… естественно является

только тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому”.

Однако смеемся мы не только над превращением “великого” в “малое”, но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) определял смешное как “некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное”. Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860), заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное

сходство.

А французский философ Анри Бергсон (1859-1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует помнить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, высмеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними.

Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.

Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из самых распространенных среди них – гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole – излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности.

Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гиперболизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т. д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.

Но существует и другой способ комического высказывания. “Какой добрый, щедрый человек!” – можем сказать мы, подразумевая прямо противоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией (от древнегреч. eironeia – притворство). Он построен на иносказании и требует определенной культуры восприятия.

Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм.

Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады. Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова “sarkazo”, означающего “рву мясо”.

Словом, смех в художественном произведении может быть разным: добродушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным… В зависимости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.

Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произведение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Юмор и сатира. Смех – дело серьезное