Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екате­рины подчеркивают неискренность ее пережива­ний?

Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера по­вествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетли­во. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти…

Екатерина воз­рыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял – есть хо­зяйка. И нужно реветь.

И весь дом заре­вел

и казался с улицы разнообразно реву­щим”.

Какой предстает восковая персона в вос­приятии “хозяйки”, “ее самодержавия”? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?

“Гипсовый портрет смотрел на всех яй­цами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом…

И ей не мог быть приятен вид, откры­вавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании”.

Таковы мысли, которые

возникали при взгляде на воско­вую персону.

Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: “Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…” и “Итак он сидел, ото всех поки­нутый…”. Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправ­лено в кунсткамеру (“Там ему место”)?

Первая фраза передает сомнения “хо­зяйки”, а вторая – оценку ситуации ав­тором. Обе они объясняют причину, по ко­торой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру.

В пятой главе, как и во второй, дается опи­сание кунсткамеры от лица свидетеля всего проис­ходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования.

Как изобра­жена “встреча” восковой персоны с одним из жи­вых “монстров” кунсткамеры?

В пятой главе описана процедура пере­мещения восковой персоны в кунсткаме­ру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипа­лый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона мо­жет подняться при нажиме на особую пру­жинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.

Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова “сидел”, “сидит”. Почему же “воск встал”, указав на дверь гене­рал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому?

Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение “воск встал”, ско­рее всего, подчеркивает то, что даже воско­вое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?