Языковые средства для построения текста
Тем, кто сталкивается с трудностями при написании Сочинения, советуем обратить внимание на слова и обороты, которые облегчат ему эту работу.
Для формулирования Темы можно использовать такие выражения: произведение, автора (писателя, поэта, драматурга), посвящено теме (раскрывает тему, рассказывает (рассказывает) о…, касается темы, анализирует, является обобщением…).
Для выражения идеи (главной мысли, проблемы) произведения можно использовать один из следующих вариантов: автор рассматривает (ставит, раскрывает, освещает, решает,
Когда речь идет о композиции художественного произведения, можно употребить выражения: произведение состоит из нескольких частей (произведение построено, начинается, действие развертывается, завершается).
Для изложения Авторской позиции, оценки, авторского отношения имеет смысл использовать, например, такие выражения: автор считает (убеждает, обосновывает, доказывает, отстаивает (взгляд, идею, мысль), придерживается точки зрения (взгляда), утверждает отрицает, убедительно доказывает, сомневается, утверждает, принимает во внимание,
Для связи с предыдущими частями целесообразно использовать такие слова и обороты: как уже отмечалось (как было показано выше, как уже говорилось, принимая во внимание, учитывая), в предыдущем (в последнем, следующем разделе), упомянутый (отмеченный, изложенный, приведенный).
В заключительной части (в выводах) не обойтись без выражений: итак (таким образом, одним словом, из этого следует, из этого вытекает), точнее говоря (иначе говоря, это означает), анализ показывает (анализ подтверждает), в заключение (в заключение можно сказать, можно подвести итоги, следует подчеркнуть), можно сделать такой вывод (прийти к такому выводу, заключить).
Итак, основными требованиями к сочинению являются: 1) логическая последовательность изложения мыслей; 2) эмоциональная и лексико-стилистическая выразительность; 3) точность изложения и формулирования мысли, ее выразительность, яркость; 4) орфографическая и пунктуационная грамотность, аккуратность и правильность оформления.
Помните, что для успешного написания сочинения необходимо:
1) хорошо осмыслить тему, подобрать материал к ней;
2) тщательно продумать и составить план сочинения;
3) писать только о том, что вы поняли, в чем убеждены;
4) уметь различать главное и второстепенное и отбрасывать все лишнее;
5) избегать общих, ни о чем не говорящих фраз;
6) последовательно излагать свои мысли;
7) следить за речью, не употреблять слов-паразитов, вульгаризмов и диалектизмов;
8) написать все на черновик, потом проверить написанное и лишь затем переписать сочинение на чистовик.
- Языковые средства для построения текста. Помощь ученику Тем, кому тяжело самому составлять произведение, советуем обратить внимание на слова, которые помогут это сделать. Для названия темы можно использовать такие слова: произведение (роман, рассказ, повесть, новелла, поэзия, поэма, цикл поэзий, сборник), автор (писатель, поэт, прозаик, драматург), посвященный теме (раскрывает тему, затрагивает тему, рассказывает об…, является рассказом об…, является обзором, является анализом, является обобщением). Для […]...
- Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести “Невский проспект”. Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести. Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию “Невского проспекта”. Произведение состоит из трех частей: первая часть – реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая – […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности: “Мой дед землю пахал”, – с надменной грубостью отвечал Базаров (И. Тургенев ). В косвенной речи чужая речь передается не дословно, а только с сохранением ее содержания: Базаров с надменной грубостью отвечал, что его дед землю пахал. Как […]...
- Средства графического оформления текста Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); Б) Завтра мы, […]...
- Средства выразительности в творчестве Лермонтова (Лермонтов М. Ю.) Что такое средства выразительности? Это особая методика авторов украшать свои произведения, подбирать слова, играть звуками. Если проанализировать работы разных поэтов, то можно понять, что у каждого есть свой подчерк. Изучив работы одного человека, потом будет легко найти их среди тысяч других. У Лермонтова тоже есть свои средства выразительности. Их часто анализируют по стихотворению “Когда волнуется […]...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. […]...
- Анализ особенностей построения сюжета Анализ особенностей построения сюжета В главе “Сюжет” мы достаточно подробно останавливались на разных методиках сюжетного анализа. Нет смысла повторяться. Однако стоит акцентировать внимание на том, что Композиция сюжета – это не просто вычленение элементов, схем или анализ сюжетно-фабульных несовпадений. Принципиально понять связь и неслучайность сюжетных линий. А это задача совершенно другого уровня сложности. Важно за […]...
- Сочинение “Языковые проблемы современной молодежи” Наше столетие ознаменовалось многими изменениями. Быстрый и безостановочное развитие технологий каждый день меняет нашу жизнь. Такие вещи, как компьютер и разнообразные гаджеты, играют все более важную роль. Все больше людей пользуются компьютером и дома, и на работе, и во время обучения. Такие изменения в значительной степени отразились и на языке и речи. Как это всегда […]...
- Языковые формулы официальных документов В унифицированную систему организационно-распорядительной документации входит комплекс государственных стандартов, устанавливающих общие требования к содержанию и формам документов, применяемых на всех уровнях управления (формы акта, делового письма, докладной записки). Форма служебного документа – это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности расположения и взаимной связи. К элементам оформления документа […]...
- Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов “врезается в толпу”. Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то […]...
- Сложность сюжетного построения драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.9. Сложность сюжетного построения драмы “Стойкий принц” В “Стойком принце” кроме заявленной одной сюжетной линии противостояние дона Фернандо фесскому царю и утверждение главным героем христовой веры, есть еще подсюжеты, которые осложняют природу драматического конфликта. Это пример того, что человек сам становится источником трагедийного начала. И в обрисовке такого образа […]...
- Открытый урок музыки “СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ” МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ “БОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ” УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД “Боградской ДШИ” __________/__________ “___”___________2014г. ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМА: “СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ “ Разработчик: Преподаватель МБОУ ДОД “Боградская ДШИ” Тюлькина Ирина Александровна С. Боград 2014 год. Основой музыкальной культуры русского народа является хоровое пение. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – […]...
- Особенности композиционного построения романа “Герой нашего времени” В творчестве Лермонтова роман “Герой нашего времени” занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто […]...
- Особенности построения сюжета повестей и романов Тургенева Основные эпизоды сюжета, посвященные изображению душевных переживаний главных героев, их любовным сближениям и встречам, не могут быть ни особенно многочисленны, ни велики по объему вследствие сосредоточенной и созерцательной эмоциональности содержания и лирического тона повествования. Эпизоды же второстепенные, содержащие бытовые характеристики среды и мотивирующие основной ход событий, не занимают у Тургенева, как уже отмечалось, значительного места […]...
- Драма. Некоторые особенности построения Термином “драма” (или “пьеса”) обозначаются произведения, предназначенные для постановки на сцене (хотя, надо заметить, существуют также пьесы для чтения). Драма находится на перекрестке двух искусств – словесного и театрального – и имеет ряд своих особенностей. Их следует иметь в виду при чтении (или театральном просмотре) драматического произведения. В отличие от эпоса, изображающего события и персонажей, […]...
- Речевые характеристики в комедии “Недоросль”. Краткое изложение текста Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих […]...
- Новаторство в поэзии Маяковского. Краткое изложение текста Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В. В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В. В. Маяковского от традиционной лирики. Описание […]...
- Знакомство с особенностями построения рассказа Милорада Павлина “Дамаскин” Милорад Павлин – не только писатель, который с блеском представляет оригинальный подвид фантастической литературы, но и автор, который ломает наши стереотипы относительно понимания времени, истории, судьбы, любви и того, что мы называем логическим пониманием смысла бытия. Он создает и обновляет сегодняшнюю литературную действительность, наши знания и сны, переиначивая и помня все то, о чем мы […]...
- Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами […]...
- Как Вы понимаете смысл финала текста: Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой (ЕГЭ по русскому) В. Катаев в своем произведении описывает ситуацию, при которой маститым писателем даются рекомендации молодому начинающему автору. После того, как произошла его встреча с И. Буниным, к автору пришло осознание истины, гласящей о том, что написанием стихов необходимо заниматься не в случае лицезрения чего-то необычного, а когда тебе посчастливилось подметить в повседневном нечто красивое. Именно в […]...
- Композиция сочинения Сочинение обычно состоит Из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод. Вступление может содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В Основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно […]...
- Проблема выражения авторской позиции в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума. Краткое изложение текста Автор не выражает своей позиции в комедии собственными прямыми словами к читателям, но уже из простого пересказа сюжета становится понятной основная идея. Из этого следует, что проблема выражения является трудностью изображения идеи комедии во взаимоотношениях персонажей, в их образах, в сюжете. Часто комедию “Горе от ума” хотят представить как социально-политическую, так как она появилась в […]...
- Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова. Краткое изложение текста “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” принес автору посмертную мировую славу. Это произведение является достойным продолжением традиций русской классической литературы, и прежде всего, сатирических – Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Эта традиция утверждает соединение фантастики и гротеска, реализма и ирреальности. Сатирическое начало романа связано с событиями, развернувшимися в Москве 30-х годов. […]...
- Александр Сергеевич Пушкин. Краткое изложение текста Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья… Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец… К морю Сожженное письмо К 19 октября Зимний вечер Пророк И. И. Пущину Зимняя дорога Во глубине сибирских руд… Арион 26 мая 1828 Анчар Поэт и толпа На холмах Грузии… 2 ноября Я вас любил: любовь еще, […]...
- Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша “Иродова морока” Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого “…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) – это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ – началу ХХ в..”. А. Козлов в книге “Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров” отметил, […]...
- Анализ текста Л. Рубинштейна “Если вся школа закукарекает” Автор в данном тексте рассуждает о свободе и нравственности, об их сочетании, взаимопроникновении и сосуществовании. Главная мысль, тезис Рубинштейна сводится к тому, что границы свободы одного человека постоянно соприкасаются с границами свободы другого. Найти компромисс, мирно сосуществовать, не ущемляя своих прав и прав другого, могут помочь только личные качества человека. Это и тактичность, и чувство […]...
- СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ Б. ЛАВРЕНЕВА “СОРОК ПЕРВЫЙ” КЛАССИКА Б. А. ЛАВРЕНЕВ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ Б. ЛАВРЕНЕВА “СОРОК ПЕРВЫЙ” Среди средств выражения авторской позиции обычно называют заглавие произведения, символику, деталь, пейзажные и портретные зарисовки и т. д. Все это присутствует в рассказе Б. Лавренева, но выявить авторскую позицию, на мой взгляд, в этом произведении очень сложно. Сама композиция рассказа, его […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Средства выразительности в творчестве (Есенин С. А.) Есенин обладал уникальным талантом. Его стихотворения всегда оживали, они были искренними. Не было ничего придуманного или наигранного. Поэт говорил от себя, раскрывал свою душу, даже свои пороки. Как и многие другие автора, Есенин использовал различные средства выразительности. Конечно, это эпитеты и метафоры. Как сам Есенин говорил, что задача поэта “ласкать” и “карябать”. Вот и его […]...
- Чичиков – рыцарь наживы. Сочинение. Краткое изложение текста Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” рисует широкую панораму русской жизни 30-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города N, гостим в патриархальных помещичьих усадьбах, наблюдаем за их обитателями. И все это благодаря господину средней руки, приехавшему в эти края по каким-то пока неясным, […]...
- Назовите средства психологизма 8. Назовите средства психологизма, которые использует И. А. Гончаров. Психологизм – подробное изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств и мыслей. Формами и приемами психологизма являются внутренний монолог, психологический анализ, деталь художественная. В предложенном мне для анализа отрывке из романа Гончарова “Обломов” в качестве средства психологизма используется лишь художественная деталь. Она присутствует в описании […]...
- Изложение текста повествовательного характера (с творческим заданием) на морально-этическую тему Цели: развивать умение самостоятельно составлять высказывание; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью и стилем излагаемого текста; углублять творческое начало в работе над изложением. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока І. организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа – Назовите нравственные понятия, на которые необходимо […]...
- Художественные средства Эмиля Золи Эмиль Золя предсказал многие тенденции, присущие литературе XX и XXI ст., не только нарушил важнейшие социально политичные вопросы современной ему эпохи, но и предсказал проблемы ее тенденции будущего. Благодаря его усилиям горизонты художественной литературы существенно расширились. Так, предметом изображения стали шахты, заводы, магазины, рынки, то есть все то, что раньше считалось “нелитературным”. Причем иногда эти […]...
- Назовите средства поэтики, с помощью которых А. П. Чехов формирует в комедии “Вишневый сад” ситуации неуспешного контакта и непродуктивного общения героев Назовите средства поэтики, с помощью которых А. П. Чехов формирует в комедии “Вишневый сад” ситуации неуспешного контакта и непродуктивного общения героев. Обдумывая структуру и содержание сочинения, сосредоточьте ваше внимание на своеобразии системы поэтических средств А. П. Чехова. Вспомните, что содержание пьес этого драматурга обычно сводят к одной проблеме – отсутствию взаимопонимания между людьми. Пророческими воспринимаются […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- От анализа текста – к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену – осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации […]...
- Средства художественной выразительности в “Слове о полку Игореве” 1. Своеобразие жанра “Слова…”. 2. Особенности композиции. 3. Языковые особенности произведения. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову. “Слово о полку Игореве” Уже давно литературоведами признана несомненная художественная ценность этого произведения древнерусской литературы – […]...
- Выразительные средства в “Патетической сонате” Николая Кулиша “Патетическая соната” во многом идейно следует из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – это продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром развивался флаг” вечной любви. “Основные идеи” Народного Малахия “прослеживаются и в “Патетической сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетическая соната” Бетховена, которая, собственно, […]...