Языковой эксперимент и протестующий жест

В то время как прогрессивные писатели своими пьесами все убедительнее приближали сцену к социальной реальности, импорт модернистских экспериментов (хэппенинг, поп-арт и массовые зрелища), а также такие авторы, как П. Хандке, В. Бауэр и Т. Бернгард, делали заметными противоположные тенденции.

Петер Хандке пытался нейтрализовать политические функции движения уличных театров, от которого он перенял некоторые формальные элементы и передал их буржуазному театру 51.

Хандке

произвел сенсацию в буржуазном театре, разрушив границу между сценой и зрительным залом. В пьесе “Оскорбление публики” (премьера состоялась в 1966 г.) он создал основную модель этого “соучастия в игре” без сюжета, сделав реакцию публики составной частью происходящего на сцене. Так как его театральные эксперименты чаще всего были ни к чему не обязывающими, эффект заканчивался ожидаемым состоянием шока. (То же самое встречается и у Пауля Ретнера – род. в 1925 г. – в пьесах “Силуэт”, 1964, и “Решайтесь”, 1965).

Пьесы Хандке “Каспар” (1968), “Подопечный хочет стать опекуном” (1969), “Скачка

по Боденскому озеру” (1971) и другие строятся на своего рода сомнениях в возможностях языка. Автор прежде всего монтирует клише, обороты речи и общие места повседневного языка, чтобы продемонстрировать его силу, определяющую структуру сознания. Показанные в своих упрочненных языковых формах манеры поведения отделены, однако, от условий их возникновения и приобретают поэтому собственную жизнь, которую каждый зритель может конкретизировать, исходя из личного опыта.

В подобной манере пишет пьесы австриец Вольфганг Бауэр (род. в 1914 г.), автор пьес “Magic Afternoon” (“Волшебный полдень”, 1968), “Change” (“Перемены”, 1970), “Кино и женщина” (1971 ), “Новый год, или Резня в отеле Захер” (1971), в которых показаны события из жизни людей, чье сознание полностью одурманено; навязанные им стереотипы полностью становятся сущностью их сознания.

Дальнейшая попытка политически нейтрализовать искусство, интегрировать и театральные эффекты империалистической массовой культуры была предпринята в так называемых массовых зрелищах и хэппенинге, которые ставили своей целью активизировать зрителя, а свелись к аполитичной занимательности. Создателями подобных спектаклей были, в частности, Вольф Фоштель и Бацон Брок. Особым событием подобного рода было, к примеру, измерение здания кельнского театра белыми булками.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Языковой эксперимент и протестующий жест