Язык Шмелева
<
p>Великолепный, “отстоянный” русский язык автобиографического цикла Шмелева отмечали все без исключения, кто говорил о его творчестве. “Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелева в русской литературе… Писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, словно вновь заговорил старый шмелевский двор на Большой Калужской улице в Москве. Теперь на каждом слове – как бы позолота, Шмелев не запоминает, а реставрирует слова.
Издалека, извне восстанавливает он их в новом, уже волшебном великолепии. Отблеск небывшего, почти сказочного… ложится на слова” (О. Михайлов).
Действительно, о многих находках Шмелева хочется сказать словами трактирщика Крынкина, обращенными к отцу главного героя: “Ну, кажинное-то словечко ваше… как навырез! так в рамочку и просится! Так и поставлю в рамочку – и на стенку-с!”
Вот лишь некоторые примеры.
“…Кап-кап… кап-кап-кап… кап-кап…
Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.
Я просыпаюсь под это таратанье,
В ритмическом рисунке фраз, повторе т, р, шмелевском неологизме таратанье слышится звон весенней капели.
Живая, ощутимая “ткань русского быта” возникает из шмелевского слова, рождаясь прямо на глазах читателя:
“Рождество…
Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне –
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите! –
слышится хруст морозный”. (“Святки. Птицы божьи”.)
Каждый Праздник – Рождество, Пасха, Троица, масленица – это одновременно и реальное событие, происшедшее много веков назад, сакральное значение которого закрепилось в Празднике, и конкретный предмет (“масленица”, верба, пасха, березка) – символ связи мира земного с миром иным, нездешним, но чаемым душой человеческой.
Слово масленица вмещает в себя и “ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце”, и живую радость приближающейся весны, и бесчисленные стопки жирных блинов с пылу с жару, и чудесную “масленицу” старичка Егорыча – маленькую модель Вселенной.
“Я любуюсь-любуюсь “масленицей”, боюсь дотронуться – так хороша она. Вся – живая! И елки, и медведики, и горы… и золотая над всем игра.
Смотрю и думаю: масленица живая… и цветы, и пряник – живое все. Чудится что-то в этом, но – что? Не могу сказать”. (“Масленица”.)
Related posts:
- Вещный мир Шмелева < p>Отличительная черта стиля Шмелева – зримость, осязательность, “материальность” изображенного. Она делает читателя сопричастным жизни героев романа, создает у него “эффект присутствия, включенности в этот мир”. В “Лете Господнем” все пропитано бытом: гудит великий торг Постного рынка, на масленице – щедрые блины, рождественские и пасхальные столы ломятся от яств. Подробные детальные описания вещного мира Шмелева […]...
- Образ “святой Руси” в произведениях Шмелева (богомолье, лето господне) В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в “Богомолье” и “Лете Господнем”, нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, “святая Русь”, а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. “Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я […]...
- Творчество 1910-х годов Шмелева И. С В 1912 году было организовано “Книгоиздательство писателей в Москве”, членами-вкладчиками которого стали С. А. Найденов, братья Бунины, Б. К. Зайцев, В. В. Вересаев, Н. Д. Телешов и др. Шмелев связывает с этим издательством свою литературную деятельность. Здесь выходит собрание его сочинений в восьми томах. В течение 1912-1914 годов в “Книгоиздательстве” публикуются рассказы и повести Шмелева […]...
- Своеобразие реалистического метода Шмелева < p>Для И. С. Шмелева Россия – потерянный рай детства, который он и воскрешает из небытия силой своей ясновидящей и одновременно преобразующей памяти. В главе “Радуница” есть эпизод, дающий ключ к художественному своеобразию романа: “Какое Утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в […]...
- Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне”” Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Объявление Домашнее задание к уроку: I блок – теория литературы Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева. II блок – творческое задание Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”? (подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект) Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами […]...
- Сочинение по рассказу И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” Небольшой рассказ И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” совершенно лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые рассказ был опубликован в 1934 году в Париже (в газете “Возрождение”). Таким образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России. Восприятие обыденного начала рассказа (“Приехали на Москву-реку, полоскать белье”) в контексте истории создания обрастает […]...
- Анализ рассказа “Солнце мертвых” Шмелева И. С Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести – “Каменный век” (1924), “На пеньках” (1925), “Про одну старуху” (1925). В этом ряду, кажется, и “Солнце мертвых”, произведение, которое сам автор назвал эпопеей. Но уже эта повесть по праву может быть названа […]...
- Анализ рассказа “Мартын и Кинга” Шмелева И. С “Мартын и Кинга” Небольшой рассказ И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” совершенно лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые рассказ был опубликован в 1934 году в Париже (в газете “Возрождение”). Таким образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России. Восприятие обыденного начата рассказа (“Приехали на Моск-ву-реку, полоскать белье”) в контексте […]...
- Анализ рассказа “Небывалый обед” Шмелева И. С “Небывалый обед” В рассказе И. С. Шмелева “Небывалый обед” умело сочетается описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием. Рассказ открывается описанием суматошного приготовления к обеду. С одной стороны, И. С. Шмелев при этом подчеркивает традиционное русское гостеприимство: […]...
- Сочинение по рассказу И. С. Шмелева “Небывалый обед” В рассказе И. С. Шмелева “Небывалый обед” умело сочетается описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием. Рассказ открывается описанием суматошного приготовления к обеду. С одной стороны, И. С. Шмелев при этом подчеркивает традиционное русское гостеприимство: обед готовится […]...
- Душа России в “Лето господне” Шмелева (писатели эмигранты) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. Пушкин Творчество Ивана Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение – это […]...
- Биография Шмелева Ивана Сергеевича Личность писателя. “Среднего роста, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Лето Господне” Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- “Лето Господне” Шмелева в кратком содержании Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Послереволюционное творчество Шмелева И. С Все творчество И. С. Шмелева делится два периода: в 1900-е годы он был писателем-“знаньев-цем”, после 1917 года стал одним из крупнейших мастеров слова, создавших русский национальный эпос высочайшей духовной силы. Шмелев, отстаивавший идеи социальной справедливости, приветствовал Февральскую революцию 1917 года. Но большевикам, как партии одного класса, а не всего народа, он не сочувствовал. Поэтому и […]...
- Творческий путь Ивана Шмелева Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа. А. И. Куприн Все, что написано Иваном Шмелевым, служит глубинному познанию России, ее корневой […]...
- Детские и юношеские годы. Шмелева И. С И. С. Шмелев родился в Москве, в Кадашевской слободе 21 сентября (3 октября н. ст.) 1873 года, в семье подрядчика-старообрядца Сергея Ивановича Шмелева. В “Автобиографии” () Шмелев писал о своей семье: “Прадед мой по отцу… торговал в Москве посудным и щепным товаром. Дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. Отец не окончил […]...
- Сочинение на тему: “Путь к творчеству И. С. Шмелева” Иван Сергеевич Шмелев вырос в семье торговых крестьян, московских староверов. Его отец был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и бань. Вместе с матерью до гимназии Иван читал русских классиков: А. ПушкинА, И. Крылова, Н. Гоголя и др. В гимназии его любимыми писателями стали Л. Толстой, Г. Успенский, Н. Лесков, В. Короленко, А. Мельников-Печерский, но самым […]...
- Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации” Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации” Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык – это богатство нации, которое ни в коем случае нельзя растерять или утратить. И если с лица земли исчезает язык, то и народ обычно исчезает тоже. Казалось бы, почему это так? Ведь […]...
- Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева I. S. Shmelev (Ivan Sergeyevich Shmelyov, 1873 – 1950). Returning to Russia. In 2000, 50 years after his death, the remains of Shmelyov and his wife were transferred from France, the Sainte-Genevieve-des-Bois Russian Cemetery to the necropolis of Donskoy Monastery in Moscow. Мы перевозили, а вернее – “перелетали”, прах выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева […]...
- РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и “в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно” служил “предметом” его “наблюдений”. Тургенев очень много сделал […]...
- Мотив “кровавого пира” в “Слове о полку Игореве” и “Солнце мертвых” И. С. Шмелева “И Раздрася вся земля Руская”. Эти строки из “Повести временных лет” напрямую отражают основную тему древнерусского памятника – “Слова о полку Игореве”. Но они еще более уместными оказались бы в качестве эпиграфа к эпическому повествованию, написанному спустя многие столетия Иваном Сергеевичем Шмелевым, – “Солнцу мертвых”. Два совершенно разных произведения, созданные в отдаленнейшие друг от друга […]...
- Язык. Речь. Как относиться к заимствованным словам? Как относиться к заимствованным словам, которые заполонили русскую речь? Вот проблема, над которой размышляет Вадим Глаголев. В своей статье он сетует на падкость “нашего языка на иностранные словечки”. Но в тоже время автор с особым интересом исследует те случаи, когда замена русского слова на “иностранца” является оправданной. В. Глаголев уверен, что родной язык настолько богат […]...
- Роман Шмелева “Солнце мертвых” Он работал над “Солнцем мертвых”, живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923 года в Париж Куприну: “Думаете, весело я живу? Я не могу теперь весело! И пишу я – разве уж так весело? На миг забудешься… Сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, […]...
- Начало творческой деятельности Шмелева И. С Будучи студентом Московского университета, Шмелев увлекался самыми разными учениями. Он был и рационалистом, и толстовцем, и едва ли не религиозным фанатиком. Студент-юрист вдруг стал всерьез заниматься ботаникой, увлекся открытиями К. А. Тимирязева. Но всегда значима для него была религия. Летом 1895 года Шмелев и О. А. Охтерлони отправились в свадебное путешествие на Валаам. Путешествие произвело […]...
- Язык. Речь. О месте иностранных слов в русском языке О месте иностранных слов в русском языке – вот проблема, над которой рассуждает В. Глаголев. Автор с тревогой описывает то, как иностранные слова проникают в наш родной язык: словно “нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец”.Но В. Глаголев уверен, что иногда, уступая место “словам-гастарбайтерам”, “слова-аборигены” сохранят за собой более […]...
- Краткое содержание рассказа Шмелева “Как я стал писателем” Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только “без печати”. В раннем детстве нянька называла рассказчика “балаболкой”. У него сохранились воспоминания раннего младенчества – игрушки, ветка березы у образа, “лепет непонимаемой молитвы”, обрывки старинных песенок, которые пела нянька. Все для мальчика было живым […]...
- Краткая хроника жизни и творчества Шмелева И. С 1873 г., 21 сентября (3 октября н. ст.). В Москве в семье строителя-подрядчика Сергея Ивановича и Евлампии Гавриловны (урожденной Савиновой) Шмелевых родился сын Иван. 1884-1894 гг. Учеба в гимназии. 1894-1898 гг. Учеба на юридическом факультете Московского университета. 1895 г. В журнале “Русское обозрение” напечатан рассказ “У мельницы” (1894). Женился на О. А. Охтерлони. Путешествие в […]...
- “Человек из ресторана” Шмелева в кратком содержании По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит. А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что. Как раз после […]...
- Русский язык 3 класс Тема” Правописание приставок” Урок русского языка в 3 классе ТЕМА: Правописание приставок Цели: – формировать навык правописания приставок – развивать орфографическую зоркость – развивать внимание, Память, мышление на основе мыслительных процессов – развивать коммуникативные навыки, речь Учебник Э. C. Сильнова, Н. Г. Каневская, В. Ф. Олейник “Русский язык” 3 класс, часть 2 Оформление и оборудование : ноутбук и […]...
- ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950) Родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере религиозности. После окончания юридического факультета и годичной военной службы был чиновником в Московской и Владимирской губерниях. В 1895 году началась литературная деятельность Шмелева – в 1897 году увидели свет очерки “На скалах Валаама”. Получили широкую известность произведения Шмелева, написанные по следам революции 1905-1907 […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Человек из ресторана” По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит. А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что. Как раз после […]...
- Краткое содержание “Как я встречался с Чеховым. За карасями” Шмелева И. С Чехов был тогда еще Антошей Чехонте, а автор-рассказчик – маленьким гимназистом. Летом мальчик со своим другом Женькой пропадает в Нескучном саду. Строили вигвамы, играли в индейцев. Потом перешли на эскимосов, занялись рыболовством в Мещанском саду на прудах (при Мещанском училище). Карасей было очень много, ловились они хорошо. Женька отнес к букинисту латинский словарь и купил […]...
- Язык. Речь. О бережном отношении к русскому языку В своей статье И. А. Ильин, рассуждая о богатстве, красоте, яркости русского языка, ставит проблему бережного отношения к нему. Автор говорит: “Горе нам, что не умели беречь наш язык и бережно растить его”. Несомненно, вечный вопрос, поднятый И. А. Ильиным, имеет огромное социальное значение. “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте […]...
- Язык телодвижений Язык телодвижений: что нужно знать Многие знают, что люди общаются, используя не только слова, но и свое тело. Жестами вы можете как расположить к себе человека, так и оттолкнуть его. Можете произвести впечатление на мужчину, работодателя, партнера – или испортить его. Язык телодвижений воспринимается нами подсознательно – но как расшифровывают ваши телодвижения окружающие люди? Правильные […]...
- Краткое содержание “Мартовская капель” (из книги “Лето Господне”) Шмелева И. С Весеннее, обещающее “кап-кап” – это не скучный дождь, что, бывает, зарядит и на неделю. Это мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой – кап-кап… Под елочкой – кап-кап… Снега много, как растает, – поплывет все Замоскворечье, можно будет на плотиках кататься. Полог с кровати мальчика сняли – идет большая великопостная стирка. На полу лежит золотистый […]...
- Мой родной язык (сочинение-рассуждение) Думаю, что недаром язык называют душой народа. Как и всякую душу, его надо уметь сохранить чистым и красивым. И он, как и душа, только один, один для каждой нации. Кто же виноват в том, что большая часть населения Украины говорит на русском языке? Кто виноват в том, что до сих пор украинская речь на улицах […]...
- Сочинение на тему “Русский язык как развивающееся явление” С помощью языка настоящее и прошлое человечества связано, благодаря нему мы сохранили научные достижения и культурные. А самое главное благодаря языку передается опыт наших предков. Язык пополняется всеми жителями Земли, которые когда-либо проживали на ней, народ вкладывает в него и радость, и горе, и любовь и ненависть. Вся духовность человечества сохраняется в каждом слове. Такой […]...
- Язык. Речь. О засорении родного языка Засорение русского языка жаргонизмами, иностранными словами, нецензурной бранью – вот проблема, которую рассматривает в тексте писатель. Этот языковедческий вопрос очень злободневен в наши дни. Злободневен потому, что современная молодежь не стремится говорить правильно, нарушает в процессе общения все языковедческие нормы. Татьяна Толстая в своем эссе рассуждает о засорении и упрощении родного языка. Приводя яркие примеры […]...
- По тексту Жаровой Какое же зеркало жизни наш язык (ЕГЭ по русскому) Русский язык… Великий и могучий! Так почему же мы не можем сохранить его таковым? В своем тексте Т. В. Поднимает проблему сохранения русского языка, особенно актуальную в современном мире. Автор показывает нам, как старомодные слова в наше время приобретают новую окраску, порой звуча пренебрежительно. Мы стали забывать: как на самом деле должно звучать то или […]...