Язык. Речь. Как относиться к заимствованным словам?
Как относиться к заимствованным словам, которые заполонили русскую речь? Вот проблема, над которой размышляет Вадим Глаголев.
В своей статье он сетует на падкость “нашего языка на иностранные словечки”. Но в тоже время автор с особым интересом исследует те случаи, когда замена русского слова на “иностранца” является оправданной. В. Глаголев уверен, что родной язык настолько богат и силен, что никогда не уступит первенства заимствованным словам, которые будут всегда выполнять в нашей речи черную, скучную, неблагодарную работу.
Пусть “лезут” потому, что автор уверен: словесным “гастарбайтерам” в русском языке отведена грязная и неинтересная работа. Я частично разделяю мнение автора: не так уж и плохи те иноязычные слова, которые преображают, обновляют русскую речь, делают ее богаче, но уверена, что заимствованные слова всегда останутся в нашей речи на вторых ролях. Приведу в пример нерусское слово “шоссе”, которое прижилось у нас, потому что его значение точнее, чем у слова “дорога”. Мы
А. С. Пушкин, сетовавший на бездорожье, мечтал о том времени, когда в России появятся шоссе. У него есть такие иронические строки: . по расчисленью Философических таблиц, Лет через пятьсот. дороги верно У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Слова оказались пророческими: шоссе соединили малые и большие города страны. Но разве это слово вытеснило наше родное слово “дорога”?
Конечно, нет! В годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро была проложена дорога жизни, а не шоссе. Мы стоим на чье-то дороге, а не на шоссе! Но есть разделы наук, где обойтись без заимствованных слов просто невозможно.
Вспомним науку лингвистику. Разве мы можем обойтись без таких слов, как суффикс, абзац, синоним, антоним, каламбур. Да мало ли их! Но эти термины, прочно войдя в словесный запас россиян, не нарушают стилистических норм научной речи и потому имеют право на жизнь!
Таким образом, могу сделать вывод, что заимствованная лексика не так и страшна для русского языка! И относиться к ней надо разумно: достойно слово того, чтобы войти в наш лексикон, – зеленый цвет ему, недостойно – красный!
- Язык. Речь. О месте иностранных слов в русском языке О месте иностранных слов в русском языке – вот проблема, над которой рассуждает В. Глаголев. Автор с тревогой описывает то, как иностранные слова проникают в наш родной язык: словно “нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец”.Но В. Глаголев уверен, что иногда, уступая место “словам-гастарбайтерам”, “слова-аборигены” сохранят за собой более […]...
- Язык. Речь. О засорении родного языка Засорение русского языка жаргонизмами, иностранными словами, нецензурной бранью – вот проблема, которую рассматривает в тексте писатель. Этот языковедческий вопрос очень злободневен в наши дни. Злободневен потому, что современная молодежь не стремится говорить правильно, нарушает в процессе общения все языковедческие нормы. Татьяна Толстая в своем эссе рассуждает о засорении и упрощении родного языка. Приводя яркие примеры […]...
- Значение понятий “речь” и “язык” в литературе Значение понятий “речь” и “язык” в литературе В филологии мы часто слышим выражения “художественная речь” и “язык художественной литературы”. Как соотносятся между собой эти понятия? Являются ли они синонимами или у каждого из них своя определенная сфера значения? Думается, было бы логично начать разговор о языке и речи с прояснения этого момента. Сложность в том, […]...
- Язык. Речь. О бережном отношении к русскому языку В своей статье И. А. Ильин, рассуждая о богатстве, красоте, яркости русского языка, ставит проблему бережного отношения к нему. Автор говорит: “Горе нам, что не умели беречь наш язык и бережно растить его”. Несомненно, вечный вопрос, поднятый И. А. Ильиным, имеет огромное социальное значение. “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте […]...
- Раскрыть смысл высказывания Гончаров Язык не есть только говор речь (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: “Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”. Это высказывание я понимаю следующим образом: с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а кроме того, имеем возможность представить образ любого человека. Приведу наглядные примеры. Восклицательное […]...
- Как я отношусь к нецензурным словам План 1. Характеристика сквернословия. 2. Влияние брани на окружающих. 3. Сквернословие в современном мире. 4. Слово – орудие человеческого творчества. Сквернословие, скверные слова – так издавна в русском народе именовали матерщину. Корень идет от слова “скверна”. В словаре великорусского языка Даля сказано: “Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски […]...
- Прямая речь Прямая речь – такой способ передачи чужой речи, при котором она четко отделяется от речи автора, воспроизводится дословно, а потому полностью сохраняет свои лексические, грамматические, интонационные и стилистические особенности. Прямая речь может использоваться как для передачи слов и невысказанных мыслей другого лица, так и слов и мыслей, принадлежащих самому автору. Например: “Я влюблена”, – шептала […]...
- Рассказ по ключевым словам Учитель русского языка и литературы Н. А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам Словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве””, “Основная идея “Слова…””, “Русские князья в “Слове…”” и др.). Добавим в […]...
- Язык – это путь цивилизации и культуры Язык является отличительной чертой каждого народа. Русский язык необходимо изучать и беречь, так как он является важной частью развития цивилизации. Культура русского общества невозможна без знания и понимания родного языка. Русский – самый богатый и живой язык. Его изучение иногда ставит людей из других стран в тупик. Огромное количество слов, оборотов и понятий требуют не […]...
- По тексту Жаровой Какое же зеркало жизни наш язык (ЕГЭ по русскому) Русский язык… Великий и могучий! Так почему же мы не можем сохранить его таковым? В своем тексте Т. В. Поднимает проблему сохранения русского языка, особенно актуальную в современном мире. Автор показывает нам, как старомодные слова в наше время приобретают новую окраску, порой звуча пренебрежительно. Мы стали забывать: как на самом деле должно звучать то или […]...
- Сочинение на тему: “Как я отношусь к нецензурным словам” Наша речь – это не просто способ выражения мыслей, но так же и отражение нашего внутреннего мира. Именно поэтому, я считаю, что по тому, как говорит человек, можно понять богатство его внутреннего мира и степень его воспитанности, а также образованности. Ежедневно нам приходится говорить тысячи слов, составляя предложения и тексты. При помощи слов мы общаемся, […]...
- Раскрыть смысл высказывания Зеленецкого Придание образности словам постоянно совершенствуется (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого :”Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. Безусловно, эпитеты придают эмоциональность и образность современной речи. Рассмотрим ряд примеров. В предложениях №2, 10 и 26 с помощью эпитетов “гигантский”, “величественный”, “прекрасное” (животное) автор рисует читателю образ необычного оленя Песчаных холмов. Множество красочных определений […]...
- Жаргон и арго как речь ограниченного употребления Под жаргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, которая является эмоционально-экспрессивным выражением стилистически нейтральных слов. Жаргон – речь людей, составляющих обособленные группы, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной системы. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребляемых слов. […]...
- Сочинение: Язык – великое дело Великое потому, что словом можно объединить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие движения души. Но, к сожалению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух одинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: “Язык мой – друг мой” и “Язык мой – враг мой”. Именно об этом парадоксальном противоречии […]...
- Сочинение на тему: Родная речь Сначала было Слово… Так начинается книга книг – Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен тем, как он говорит. Ему важнее то, что он говорит. Важно передать в слове больше информации. Наш язык стал однообразным, неэмоциональным, в нем много вульгаризмов, […]...
- Сочинение на тему: “Что такое хорошая речь?” Речь. Что же такое хорошая, правильная грамотная речь? Этот вопрос с виду прост, но ответ на него довольно-таки сложный и глубокий. Хорошая речь – это не просто знание правил орфографии, морфологии, пунктуации и других разделов русского языка, но и правильное, разумное использование всего этого в повседневной жизни, в своей речи. Русский язык беспределен, его развитие […]...
- Проблема необдуманного отношения к словам Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 9 Проблема необдуманного отношения к словам Только ли ножом можно нанести рану человеку? К сожалению, нет. Душевную рану можно нанести грубым словом. Об этом пишет автор текста, С. Львов, поднимая проблему необдуманного отношения к слову. К сожалению, она очень актуальна во все времена. Часто мы встречаемся с […]...
- Сочинение на тему “Русский язык как развивающееся явление” С помощью языка настоящее и прошлое человечества связано, благодаря нему мы сохранили научные достижения и культурные. А самое главное благодаря языку передается опыт наших предков. Язык пополняется всеми жителями Земли, которые когда-либо проживали на ней, народ вкладывает в него и радость, и горе, и любовь и ненависть. Вся духовность человечества сохраняется в каждом слове. Такой […]...
- Речь Чужая речь – это различные вставки чужого текста, включаемые говорящим или пишущим в собственный авторский текст. Такого рода вставки могут представлять собой и высказывания других лиц, и слова и мысли, принадлежащие самому автору, которые он либо произнес ранее, либо намерен произнести в будущем. Принято различать три основных типа передачи чужой речи: это прямая, косвенная и […]...
- Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации” Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации” Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык – это богатство нации, которое ни в коем случае нельзя растерять или утратить. И если с лица земли исчезает язык, то и народ обычно исчезает тоже. Казалось бы, почему это так? Ведь […]...
- Как нужно относиться к животным? Как нужно относиться к животным – вот вопрос, над которым рассуждает А. И. Приставкин. Автор с горечью вспоминает историю из жизни, когда вовремя экспедиции геолог поднял руку на лошадь, испуганную быстрым течением реки и утомленную долгим путешествием. Он долго стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам. В итоге лошак сделал шаг […]...
- Проверьте, как развита речь у ребенка К 6-7 годам речь дошкольника должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Ребенок должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. Больше разговаривайте с ребенком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам. Если […]...
- Должны ли люди относиться милосердно к родной природе? Должны ли люди относиться милосердно к родной природе – вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев. Данный вопрос автор раскрывает на конкретных случаях из жизни. Прежде, чем произнести со слезами на глазах слова старой молитвы: “Боже, милосердия ми воздаждь. и милосердия ми воздаждь. и милосердия.”, В. П. Астафьев рассказывает о двух случаях варварского отношения […]...
- Сочинение на тему: “Язык – первоэлемент литературы” Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно обращает текущее чувство в мысль. (А. Платонов) Сила слова, власть слова! Эти часто встречающиеся и уже устоявшиеся словосочетания известны практически всем. Но действительно ли слово является таким сильным и властным, а язык представляет собой первоэлемент литературы? В русском языке существует огромное количество поговорок и пословиц о силе слова […]...
- Сочинение на тему “Язык живой, как жизнь” На нашей планете сегодня существует около шести тысяч языков, некоторые их не имеют письменности, на некоторых разговаривает совсем малый процент населения. Но, тем не менее, все они существуют и, конечно же, развивается. Язык – такой же живой организм, как и человек. Развитие языка – это обогащение лексического запаса, переход из одной части речи в другую, […]...
- Сочинение-рассуждение ЕГЭ “Какой лексикой насыщена наша речь?” < p>Сочинение по сборнику ЕГЭ Г. Егораевой, вариант 10, задание 25 < p>Российская журналист и публицист Инна Руденко в своей статье поднимает проблему того, какие слова мы употребляем в своей речи. Что мы говорим окружащим? Хорошие ли это слова, культурные ли выражения? Или же речь наша засорена и замусорена пафосными фразами, словами-паразитами, грубостями? < p>Давно […]...
- “Наш дар бессмертный – речь”: русские поэты о языке и речи (для учащихся 9-х классов ) Жанр урока: урок-исследование. Цели урока: формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа; побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества; повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности; воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Основные методы: эвристическая беседа; коммуникативный; частично – […]...
- Как должны относиться люди к своим служебным обязанностям? Как должны относиться люди к своим служебным обязанностям – вот вопрос, над которым задумывается А. Г. Алексин. Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о конкретной жизненной ситуации, когда один геолог не смог дозвониться домой. Так и ушел бы он с тяжелым сердцем обратно в тайгу, если бы не молодая телеграфистка. В абзаце 3 с одобрением […]...
- Сочинение Русский язык мой любимый школьный предмет В школьной программе много интересных предметов. Каждый учащийся может выбрать близкий и интересный для себя. Но все они, кроме иностранного языка, в нашей стране преподаются на родном русском языке. Поэтому для себя я выбрал русский язык – любимым школьным предметом. Предметом, по которому я занимаюсь в первую очередь и с большим удовольствием. Ведь в основе […]...
- Тема урока: Фразеологизмы (закрепление) (русский язык 6 класс) Ход урока На доске написаны слова: Сесть (на коня, в калошу). Впирать (мазь, очки). Повесить (голову, пальто). Учитель. Прочитайте слова. Сформулируйте к ним задание. Надо составить словосочетания из слов перед скобками И слов в скобках. Учитель. Составьте словосочетания из слов первого ряда. Сесть на коняг сесть в калошу. Учитель. Чем отличаются эти словосочетания I Первое […]...
- Сочинение Зачем человеку нужен язык Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том, какую роль играет в нашей жизни язык. С девяти месяцев ребенок человек начинает использовать речь и заканчивает лишь с наступлением старости. […]...
- Сочинение-анализ “Обезьяний язык” по рассказу М. Зощенко < p>Очень короткий иронический рассказ Михаила Зощенко “Обезьяний язык” остро высмеивает общественные недостатки. А именно – пустословие, бюрократию и невежество. Касается проблематика рассказа и засорения русского языка иностранными словами. < p>Персонажи рассказа пересыпают свою речь “словами иностранными, с туманным значением”. Рассказчик, от первого лица которого ведется повествование, слушает их, “ушами хлопая”. Он восхищен и уверен, […]...
- Русский язык 2 класс Тема: “Именительный падеж существительных. Несклоняемые существительные” Русский язык 2 класс Тема: “Именительный падеж существительных. Несклоняемые существительные” Цель: познакомить с особенностями имен существительных в И. п., Дать понятие о несклоняемых существительных, Обогащать словарный запас учащихся, Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать память и логическое мышление учащихся. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Минутка чистописания. Оо Оо оо Оо Оо ОО Осина осинник […]...
- Несобственно-прямая речь Несобственно-прямая речь Несобственно-прямая речь – такой способ передачи чужой речи, при котором автор от своего имени передает чужие мысли, слова, рассуждения; в этом случае авторская речь как бы сливается с чужой речью и четко ей не противопоставлена: чужая речь не выделяется в тексте ни синтаксически, ни пунктуационно. Несобственно-прямая речь несет в себе черты как прямой, […]...
- Сочинение на тему: “Язык, на котором я думаю” Базисом для взаимопонимания между людьми является язык. Трудно представить себе мир, в котором речь и язык были бы полностью недоступны для человека. Не факт, что в таком случае не появились бы какие-то другие средства коммуникации. Тем не менее, общение стало бы намного более трудным и менее удобным. При этом очень интересно отметить, что речь не […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе (“языке”) художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя – один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография Каждая мысль, пришедшая в голову исследователю, должна быть записана. Это и есть письменная речь. И она во многом отлична от разговорной речи, так как на устную речь накладывается множество других факторов. Поэтому дипломная работа как научное исследование на бумаге отличается от выступления на защите диплома. Во-первых, доклад на защите должен содержать главную мысль дипломной работы. […]...
- Язык в поэме “Мертвые души” Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль от пренебрежительного отношения к ней со стороны правящих верхов продиктовали автору “Мертвые души” слова полные презрения в адрес читателей из […]...
- Можно ли кощунственно относиться к эпосу Великой Отечественной войны? Можно ли кощунственно относиться к эпосу Великой Отечественной войны – вот вопрос, над которым рассуждает И. Руденко. В данном тексте автор, рассказывая о нынешних рекламных плакатах, показывает цинизм нашего поколения. То, что раньше у людей вызывало чувство гордости и ответственности, теперь – только смех и ерничество. Люди кощунственно относятся к подвигам героев Великой Отечественной войны, […]...