Язык поэмы М. Лермонтова. Позиция автора в произведении



Цель: обратить внимание на близость поэмы фольклорным произведениям; продолжить формирование навыков групповой работы; практиковаться в публичных выступлениях; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать гражданскую позицию. Самый выбор этого предмета [исторического Прошлого.- Авт.] свидетельствует о состоянии Духа поэта, недовольного современной Действительностию и перенесшегося от нее В далекое прошлое, чтоб там искать жизни, Которой он не видит в настоящем.

В. Белинский ХОД УРОКА
I.

Проверка домашнего задания (первого)

– повторы (“одеть-нарядить”) – постоянные эпитеты (“солнце красное”) – сравнения (“Вот нахмурил царь брови черные И навел на него очи зоркие, Словно ястреб взглянул с высоты неба На младого голубя сизокрылого”) – параллелизмы (“не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич”) Вывод: язык поэмы близок языку русского фольклора, и в то же время это оригинальное произведение, в котором отразился гений М. Лермонтова (его мастерство в описании зари, красоты Алены Дмитревны, чувств Кирибеевича и т. д.)
II.

Постановка целей и задач урока (совместно С учащимися после объявления темы урока) III. Работа над темой урока 1. Сообщение учащегося об истории создания произведения – В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М. Ю.

Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны. 2. Проверка домашнего задания (второго) Комментарий для учителя.

Мы не можем выделить в “Песне…

” признаки, по которым можно судить об авторском отношении к героям: Лермонтов воссоздает стиль народной исторической песни, и повествование ведется от имени гусляров. Гусляры – исполнители песен – повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним.

Сами они говорят о своей задаче: каждому “правдою и честью” воздать. Лишь одна реплика гусляров как бы комментирует события за кадром: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной, Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому…

Как же мы можем выявить позицию автора? Пусть учащиеся выскажут свою точку зрения, и, рассуждая, можно прийти к единственно правильному выводу: позиция автора выражается в самом выборе темы и сюжета, в постановке проблемы. В прижизненном издании сборника произведений Лермонтова “Песня…

” датирована 1837 годом. В этом году, защищая честь своей жены, на дуэли с любимцем царского двора Дантесом погиб великий русский поэт А. С. Пушкин. Случайным ли является такое совпадение?

Возможно, это произведение – отражение семейной драмы Пушкина. В. Белинский видел достоинство “Песни…

” в ее связи с актуальными проблемами современности. Как же можно определить главную проблему произведения? Эта проблема – отношения власти и народа, границы власти, ее законность. Мы видим, что власть, которая позволяет себе выходить за рамки закона, заставляет простых людей тоже переступать закон.

3. Решение проблемного вопроса методом “мозгового штурма” (по группам) Кому адресовал свое произведение – о далеком прошлом, о русском средневековье – Лермонтов? Подсказка: поэма “Песня про купца Калашникова…” перекликается в этом (адресности) со стихотворением “Бородино”, тоже основанном на исторических фактах и событиях. Комментарий для учителя. Ключевая фраза о победителях Бородина “могучее, лихое племя, Богатыри! – не вы…” дает соответствующий намек. “Песня… ” задумана как прямая антитеза негероическому “племени”, а поведение Калашникова – как пример для современного поэту поколения.

Как известно, 30-е годы ХІХ века – время, наступившее после восстания декабристов,- отличалось мрачной, лишенной передовых устремлений атмосферой. Это и имел в виду В. Белинский, когда писал… (обращение к эпиграфу урока). IV.

Подведение итогов урока Обращение к доске – тем целям и задачам, которые были сформулированы в начале урока совместными, учителя и учащимися, усилиями. V. Домашнее задание
Для учащихся низкого уровня компетентности: пересказ с элементами рассуждения эпизодов поэмы “Пир в царских палатах” и “Кулачный бой на Москве-реке” (на выбор); для учащихся среднего уровня компетентности: найти в литературоведческом словаре определение поэмы и доказать принадлежность “Песни…” данному жанру; для учащихся достаточного и высокого уровня компетентности: подобрать афоризмы (3-4), раскрывающие основную мысль поэмы Лермонтова, аргументировав свой выбор; индивидуальное задание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Язык поэмы М. Лермонтова. Позиция автора в произведении