Ярослав Сейферт (Jaroslav Seifert. 1901-1986)

Ярослав Сейферт – поэт. Родившийся и выросший в рабочем предместье Праги, он с детства мечтал о занятиях литературой, но материальное положение семьи не позволило ему закончить гимназию. Свои первые стихи и критические заметки юноша относит в литературное приложение к социал-демократической газете “Право люду”. В среде левой интеллигенции способный дебютант сразу был отмечен.

Сейферта приглашают на работу в газету “Руде право”.

Это было время революционного брожения, революционных надежд, революционной поэзии. Сейферт сближается с молодыми литераторами и художниками, мечтающими о новом, справедливом устройстве мира и революции в искусстве. Одной из первых книг революционной поэзии явился поэтический сборник Я. Сейферта “Город в слезах” (1921). Чешская поэзия еще не знала такого изображения Праги.

Поэт сумел по-новому, глазами обездоленных тружеников взглянуть на столицу Чехословакии. Не страшась будничности и прозаичности темы, он описывает тщедушных детей с рабочих окраин, безрукого солдата Первой мировой войны, голодного бедняка у витрин богатых магазинов, обитателей доходного дома в предместье… Сейферт ненавидел уродливую жизнь этого города и был убежден, что скоро на этих серых улицах зазвучит “победная симфония революции”. Но уже в следующем сборнике “Только любовь” (1923) характер поэзии Сейферта меняется.

Исходным принципом творчества молодого поэта становится провозглашенный литературно-художественной группой “Деветсил” отказ от изображения тяжелого в жизни, социальных проблем. В подобном стиле выдержан и сборник “На волнах TSF” (1925).

Эти сборники возникли на основе впечатлений поэта от поездки в 1923 г. по Франции и Швейцарии. Решительную смену настроения, тематики и образной системы принес сборник “Соловей поет плохо” (1926), в котором он вновь посмотрел на действительность без розовых очков. Самостоятельный раздел сборника составили стихи о Советском Союзе, где поэт побывал в 1925 г. как член делегации деятелей чехословацкой культуры. Это было первое в чешской литературе поэтическое свидетельство очевидца о стране Октября.

Сейферта увлекает российская экзотика: московские церкви, запущенные дворцы, барахолка. Но к мысли о революции у него сразу же примешиваются воспоминания о пролитой крови, и этот образ пугает поэта, увидевшего в России в первую очередь “кладбище истории”. В последующих сборниках “Почтовый голубь” (1929), “Яблоко из лона” (1933), “Руки Венеры” (1936) обнаружились сильные стороны таланта Сейферта: умение просто и задушевно сказать о любви к природе, к женщине.

В стихах он добивается большой пластичности и напевности, все явственнее сказывается его тяготение к лирической поэзии. Накануне оккупации Чехии Сейферт был среди поэтов, первыми поднявших свой голос против захватчиков. Он создает сборник патриотической лирики “Погасите огни” (1938).

История чешской культуры и нетленная красота Праги становятся темой его поэзии времен оккупации: “Веер Божены Немцовой” (1940), “Одетая светом” (1940), “Каменный мост” (1944). С огромным подъемом встретил поэт освобождение своей страны.

В сборнике “Каска глины” (1945) он восславляет пражское восстание, чешскую столицу, сбросившую фашистское ярмо, реющее на ветру красное знамя, бессмертный подвиг Сталинграда. По мотивам картин и рисунков Микулаша Алеша Сейферт создает сборник удивительно светлой и немного грустной лирики “Шел бедный художник по свету” (1949). Рисунками самобытного чешского художника Йозефа Лады вдохновлены стихи сборника “Мальчик и звезды” (1956).

Воспоминания о детстве нашли отражение в сборнике “Мама” (1954). После десятилетнего перерыва, вызванного тяжелой болезнью, в 1965 г. Сейферт издает сборник “Концерт на острове”. Книга написана свободным стихом, и это уже не песни, а скорее взволнованный разговор с читателем о пережитом за долгую жизнь.

В следующих сборниках “Комета Галлея” (1967), “Отливка колоколов” (1967), “Зонтик с Пиккадилли” (1979) Сейферт по-прежнему черпает сюжеты в воспоминаниях и непосредственно в действительности.

Тяжелая болезнь, в последнее десятилетие жизни подолгу державшая поэта в больнице, не отучила его радоваться прекрасному. О красоте женщины он пишет в стихах даже самого мрачного по колориту сборника “Моровой столб” (1981), насквозь пронизанного мотивами болезни и близкой смерти. С новой силой любовь к жизни и искусству прозвучала в книге “Быть поэтом” (1983).

В 1984 г. ему была присуждена Нобелевская премия.



Ярослав Сейферт (Jaroslav Seifert. 1901-1986)