Яго – характеристика персонажа

Произведение: Отелло

ЯГО – центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604), поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у “мавра”, ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, сам того не ведая, и лейтенант Кассио, подчиненный Отелло. Я.- полная противоположность Отелло: хитер, коварен, завистлив, готов на любую низость, дабы разрушить ту гармоничность,

что видится ему в Отелло. Я.- один из шекспировских излюбленных типов “злодеев”, однако в отличие от Ричарда III или Макбета он мелок и его помыслы и устремления несопоставимы по масштабу.

Он не есть “воплощение зла” – просто злобный интриган, однако придуманной его недалеким, но изворотливым умом интриги хватает для того, чтобы подчинить себе (и в конечном счете погубить) великодушного Отелло и Дездемону, которая в отличие от Отелло значительно лучше понимает, чтб есть Я., но противостоять ему не может. Ненависть, которая движет всеми поступками и помыслами Я., его неприятие каждого, в ком

не случайно видится ему превосходство над самим собой, оказывается страшной разрушительной силой, именно ненависть, именно разрушение – то единственное, на что способен этот человек. Ему при этом ведомы законы человеческой психо-логии – но лишь те, что движут поступками низменными, недобрыми.

Высокие поступки столь его раздражают, что у него появляется инстинктивное желание – сломать, уничтожить. Умея в каждом найти его слабое место, он мастерски играет на этой струне.
В финале, разоблаченный собственной женой, которую он в бессильной злобе закалывает кинжалом, Я. остается жив – в ожидании суда и казни. В сюжетосложении трагедии Шекспира именно он является пружиной действия, источником интриги.
В роли Яго в спектаклях театра “Друри-Лейн” партнерами Э. Кина, исполнявшего роль Отелло, были Ч. Макреди (1832) и сын Э. Кина Ч. Кин (1833). Примечательно, что в английском театре издавна сложилась своеобразная актерская традиция, когда исполнители ролей Отелло и Яго “менялись ролями”: в XIX веке – Г. Ирвинг и Э. Бут (1881), в XX – Л. Оливье и Р. Ричардсон (1938). Ярким исполнителем роли Яго был А. Васадзе (1947, в спектакле с А. Хорава – Отелло).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Яго – характеристика персонажа