“Я живу на земле в красоте!”

Стихи Игоря Северянина о природе. 5-й класс

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте!
И. Северянин

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы будем читать стихи Игоря Северянина. Настоящая фамилия этого поэта – Лотарев, а Северянин – псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчеркивая влюбленность в русскую северную природу и Россию.

В 1918 году Северянин выехал в Эстонию и больше ему не пришлось жить в родном Петербурге – Северной

столице, но сердцем он был неразрывно связан с русской землей. Ей посвящал свои поэзы – так называл он лирические стихи.

Что же утверждал поэт в своей лирике, ради чего писал поэзы? Близки ли нам сегодня его мысли и чувства?

Прочитаем отрывок из стихотворения “На земле в красоте” и подумаем, что значит жить на земле в красоте. Обратимся и к стихотворению “В парке плакала девочка…”.

– Ради чего же написаны эти стихотворения?

– И. Северянин утверждает доброту и любовь человека к живой природе. Мы должны чувствовать чужую боль, стремиться обогреть своей лаской попавших в беду меньших

братьев. И пишет об этом поэт просто, трогательно, вдохновенно.

– Прочитаем еще два стихотворения о парке. Слушаем поэзу “Что шепчет парк…”. Почему такое заглавие?

Что услышал поэт в парке?

– В заглавии есть слово Шепчет – это олицетворение нужно для того, чтобы показать, что парк живой, его тихий шепот слышит поэт, который живет и дышит природой. И свежий пень, и сломанная ветка болью отзываются в его душе. Эпитет Смертельно подчеркивает трагическое состояние человека, который видит, как ранят и калечат деревья в парке. Трижды повторенное слово Редеет вызывает грустное чувство утраты: ведь этот парк “был когда-то леса гуще, и в зеркале осенних луж он отражался исполином…” И не время изредило парк, а двуногие животные.

Поэт рисует страшную картину истребления парка, используя повторы, аллитерацию и смысловой эпитет: “Топор разнес свой гулкий взмах, и гул убийственного топора” наполняет наш слух звоном ударов, шумом падающих деревьев; и сквозь этот гул поэт слышит горестную жалобу, вынужденное прощание с жизнью.

Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора.

Поэт заставляет нас услышать тихую мольбу природы, которая гибнет от наших рук и топоров.

– А сейчас слушаем чтение и анализ второго стихотворения о парке – “Наверняка” (1923).

В нем поэт как будто представляет будущее наших парков, наших кристально чистых речек и выражает чувство горечи (“Ах, оттого и боль сугуба!”), что это будет наверняка, что люди с холодной душой когда-нибудь повалят парк, жизнь которого подобна человеческой. Он, “глубоко печальный”, испытывает превратности судьбы, а потом и “жить перестанет”, как человек, “и будет гроб ему – пустырь”.

И как над уходящим из жизни читают молитвы, так и над местом гибели парка будет ветер петь псалмы. Исчезновение парка поэт объясняет жадностью, корыстью и тщеславием людей. “Дубы пойдут банкирам на гробы”. Первое слово стоит отдельно, это дает возможность представить могучие деревья, а рифма Дубы-на гробы так и обдает холодом смерти, вызывает протест против несправедливости: зачем уничтожать красоту? А вслед за парком Увечкой Станет речка, “струя отбросов муть взамен форельности кристальной”.

Здесь антитеза передает боль поэта. Емкое по смыслу слово Форельность подчеркивает глубину реки, прозрачность ее, плеск серебристой рыбы, а противоположное этому – Увечка (то есть утерявшая что-то в своей полноте и красоте жизни).

Поэт предчувствовал, что люди осквернят и изувечат природу. И мы уже сейчас видим мутные реки и пустыри вместо парков; поэтому к чувству боли прибавляется чувство вины за наше равнодушие к природе.

– Какая идея сближает прочитанные стихи?

– Это стихи о любви к природе, о доброте человеческой и о жестокости, эгоистичности людской. В них тревога за наши души, за наши парки, реки и леса, птиц и зверей. Природа дарит нам красоту, ее надо беречь, охранять, а не губить бесцельно.

– Чтобы она не погибла, люди создали науку экологию (первая часть слова в переводе с греческого – Дом, жилище; а вторая – учение, понятие), то есть науку о месте жизни. Наш дом – земля. Значит, надо знать все о взаимоотношениях животных, растений, всех организмов между собой и окружающей средой.

Экология – это отношение ко всему живому, активная защита его. Этому надо учиться всем людям.

О сыновней любви к природе и родине и писал Северянин:

Кто с лаской тихою помыслил о березке,
За здравье Родины затеплил тот свечу.

Я исто русский сын природы,
И мне закаты и восходы –
Дороже городских услад.

Поэт жил в гармонии с природой, сливаясь с ней душою.

– Как эта мысль выражена в стихотворении “На реке форелевой” (1911)? Что вы представляете, читая стихотворение?

– Мне представляется небольшая тихая речка. В сизый осенний вечер человек сидит в лодке и любуется закатом. Рядом плавают утки, плещется форель. Автор описал, кажется, далекие друг от друга предметы: вечер, камыши, лодка, человек, утки, но на самом деле они связаны главной мыслью: “Не стреляй уток, а любуйся закатом!”

– Это стихотворение живописно и музыкально. Человек и природа показаны в нерасторжимом единстве. Благостное состояние мечтательности исходит от легкого скольжения лодки, вечерних отблесков зари на воде, желтых крапинок цветущего льна, плеска форелей, трепета осинок; звучит тихая мелодия умиротворения.

Музыкальность стихам придают повторы, инверсия. Завораживают необычные слова: Форелевая река, форели шустрятся грациозами, в трепетной осиновке. Хочется повторять стихи снова и снова. И в этой маленькой поэзе поэт не забывает о защите природы.

Как просьба, звучат слова “уток не расстреливай”, не разрушай мир красоты, согласия человека с природой.

У него душа поет, когда он наслаждается красотой природы, ему хочется передать свой восторг и нежность.

(Ученик читает поэзу “Хвала полям”.)

Северянин воспел здесь животворящие русские поля. Поэт не так, как мы, видит мир. У него “слышит глаз и видит слух”.

Его трогают и волнуют знакомые “и вереск, и ромашка, и лопух”, “кирпичные мониста щавеля”, васильки “в оправе золотой хлебов”. Чтобы разбудить чувства читателя, обратить его внимание на то, что всюду рядом с нами красота, поэт использует вопросительные предложения:

А моря синий штиль? а солнца блеск?
А небные барашки – облака?

Северянин слышит музыку жизни и славит дыхание ее.

– А теперь послушайте стихотворение “Весенняя яблоня”. (Читает учитель наизусть.) Какие картины, образы возникают перед нашим взором? Как развиваются чувства героя? Какова главная мысль?

– Эти стихи раскрывают нежную любовь и сострадательность поэта, который не может без содрогания видеть цветущую яблоню в снегу. Она напоминает ему прекрасную, но немую девушку с росинками слез:

И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.

А яблоня тоже чувствует заботу и любовь человека:

Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
И я целую ей цветущее лицо.

Северянин открывает нам чудесный лик природы и призывает нас любить ее по-христиански “незлобивой душой”.

– Какие мысли и чувства поэта близки нам во всех прочитанных стихах? Что значит жить на земле в красоте?

– Нам близки сочувствие, сострадание, трогательная забота и нежность поэта ко всему, что нас окружает. Жить в красоте – значит любить природу, быть добрым, заботливым, видеть прекрасное вокруг, беречь ее.

– Вам тоже приходилось проявлять доброту и заботу о наших меньших братьях. Послушаем рассказ об одном случае. (Рассказывает ученица.)

– Однажды мы с подругой шли по дороге и увидели маленькую синичку. Никто ее не замечал, а мы заметили и подобрали. Синичка боялась нас и постоянно клевала нам руки.

Но вскоре она привыкла, стала выздоравливать. Мы ее полюбили.

Когда пришла весна, мы ее выпустили – не больную уже, а сильную птицу. Она долго не улетала, но как только увидела других синиц, вспорхнула и улетела.

Как жаль было расставаться с милым другом!

Домашнее задание (на выбор):

Выучить стихи Северянина “Поэза летней встречи”, “Песенка о зайце” или те, которые слышали на уроке. Также ученики могут попробовать сочинить свои стихи о природе. Написать сочинение об одном случае из жизни “Как я спас… помог…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Я живу на земле в красоте!”