“Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…”

Еще раз о героях Максима Горького

Мир погряз во зле, люди не таковы, какими должны быть, но ты не поддавайся соблазну и будь лучше.
Л. Шопенгауэр

Он любил людей…
Максим Горький

Сегодня в школьной программе творчеству А. М. Горького уделяется не слишком много внимания: считается, что создатель “Песни о Буревестнике”, романа “Мать” и цикла очерков “По стране Советов” неинтересен современному юношеству. Дело в том, что как современники писателя, так и многие нынешние читатели упрекали и упрекают его в близости

к В. И. Ленину и большевикам, в увлечении идеями социализма, не понимая, что здесь все было непросто и неоднозначно (вспомним горьковские “Несвоевременные мысли”). Известно, что дореволюционное творчество Горького высоко оценивали Чехов, Мережковский, Зайцев.

К. И. Чуковский называл его “писателем величайшей культуры, образованнейшим человеком своего поколения”. Не стоит об этом забывать, меняя погружение в мир горьковских персонажей на общение с Дашей Васильевой, Виолой Таракановой из книг плодовитой Дарьи Донцовой, с героями многочисленных детективов и слезливых любовных романов: слишком

неравноценная замена! Именно поэтому мне хочется сегодня обратиться к анализу некоторых произведений А. М. Горького.

В 11-м классе учащимся для чтения можно предложить романтические и реалистические рассказы писателя: “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Страсти-мордасти”; Роман “Мать” (или роман “Фома Гордеев”), пьесу “На дне”.

Сегодня многие герои Горького воспринимаются по-новому, в частности персонажи-романтики. Думаю, тем одиннадцатиклассникам, кто вдумчиво прочтет эти произведения, будет интересно принять участие в Семинаре, а возможно, и написать Исследовательскую работу на тему: “Мы пришли в этот мир, чтобы не соглашаться…” или “В чем видят счастье и смысл жизни герои А. М. Горького?” .

Полагаю, что у очень разных персонажей названных книг А. М. Горького есть нечто общее – то самое Стремление “к свободе, к свету” , которым восхищался автор “Песни о Соколе” и в котором для его героев собственно заключается смысл жизни. Причем диапазон этих стремлений различен: от жажды освободить всех угнетенных на планете и сделать так, чтобы идеи социализма ” Разгорались все ярче, охватывая народные массы, организуя их для борьбы за Свободу ” (Павел Власов в романе “Мать”) до скромного желания увидеть ” Чистое поле ” и выпустить туда “зверильницу” – бабочек, жуков, таракашек: “гуляй, домашние!” (парализованный мальчик Ленька в рассказе “Страсти-мордасти”). (Курсив в цитатах здесь и далее мой. – Л. Т. )

Если говорить непосредственно о героях романтических произведений, то и у них представления о свободе и счастье не во всем совпадают. Вспомним персонажей рассказа “Макар Чудра” и героев рассказа “Старуха Изергиль”. Обращаясь к молодому страннику, в котором легко угадываются черты самого Алексея Пешкова, многое в своей долгой жизни повидавший Макар Чудра задает ему вопрос: “А ты можешь научиться сделать людей счастливыми?” И сам же на него отвечает: ” Всякий знает, что ему нужно… и всякий сам учится…

Живи, и все тут. И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда”. Для старого цыгана смысл существования и счастье в том, чтобы понять “ширь степную”, услышать сердцем “говор морской волны”, побывать во многих краях, а главное – не стоять долго на одном месте и не задумываться, иначе “разлюбишь жизнь”.

В желании свободно путешествовать по земле он похож на тех, о ком рассказывает “одну быль”, – на Радду и Лойко Зобара. “Удалого малого” Зобара “вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало”. Он кочевал по белу свету, чувствовал себя товарищем всех цыган, не боялся никого, даже черта, мастерил чудесные скрипки, умел проникновенно играть на них и до поры до времени был счастлив.

Любопытно, что в этой ранней горьковской новелле уже звучит мотив жертвенности: Чудра с восхищением говорит, что Лойко мог бы вырвать из груди сердце, если бы оно понадобилось его другу. Однако если позднее Данко, герой легенды из рассказа “Старуха Изергиль”, вырывая “из груди свое сердце”, Осознанно идет на жертву во имя спасения людей, которых любит и которые, как считает “молодой красавец”, без него погибнут, то для Зобара это лишь порыв свободной, необузданной души, для которой ничего “заветного не было”. Вольной орлицей, которая полетит куда захочет, чувствует себя и красавица Радда.

Однако не только свобода нужна молодым людям. Душа каждого из них томится предчувствием сильной любви. Неожиданно встретив друг друга – значимость встречи усиливается романтическим пейзажем: ночной костер, необъятная равнина и плывущая по степи музыка, от которой “кровь Загоралась в жилах”, – Радда и Лойко нарушили заповедь, которую Макар Чудра считает одной из главных в жизни, – Не задумываться.

Огнем опалила души героев сильная страсть, но недостижимым оказалось для них счастье: оба не смогли преодолеть гордость, желание во всем первенствовать, – сродни тому, за что в рассказе “Старуха Изергиль” будет наказан высшей силой надменный Ларра. И Радда, и Зобар словно Остановились в раздумье : что важнее – покориться силе любви или уйти из жизни, но остаться вольными? Они выбрали второе: любовь и саму жизнь принесли в жертву воле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…”