“Я помню, любимая, помню…” анализ стихотворения Есенина
Стихотворение Сергея Есенина “Я помню, любимая, помню…” начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в его лирике разных лет, посвященной переживанию чувства любви, которая уже “отговорила”, но оставила в его душе неизгладимый след. Особенно лиричны стихи более зрелого Есенина, способного не только на удалое хулиганство и страстные порывы в любви, но и глубокое осознание бренности человеческой жизни, хрупкой природы отношений между мужчиной и женщиной.
Есенин написал стихотворение
Стихотворение нельзя назвать лиро-эпическим: в нем не просматривается четко выраженный Сюжет. Это лирика. Но все же присутствуют некоторые наброски событий, связанных с развитием
Так, можно прочитать об осенних ночах, когда Он и Она встречались среди “березового шороха теней”, о тоскливом предчувствии героини забвения чувств в душе “милого”. Слышно признание лирического героя о том, что именно ему “привелось” “покинуть” возлюбленную и что “цветущая липа” в настоящем вызвала в его душе дорогие сердцу воспоминания…
По своему Жанру стихотворение относится к элегии. Печаль, характерная для этого жанра, – доминирующее настроение есенинских поэтических строк. Но расставание – это не трагедия для поэта.
Из заключительной строфы ясно, что сердце его, хоть и не готово остыть, но отчасти принадлежит уже другой женщине, и прежние чувства он вспоминает, “как будто любимую повесть”. Из этого следует вывод, что происходящее для Есенина – часть его литературного восприятия мира, а прообраз лирической героини – прежде всего поэтическая муза.
Биографические свидетельства рассказывают о том, что спустя время поэт пытался восстановить отношения с Августой Миклашевской, но она была жестоко оскорблена его изменой и не захотела возвращаться к болезненному прошлому. Но для потомков остался поэтический этюд о тонкой грани между любовью и расставанием, забвением и верностью воспоминаниям.
Из каких нитей соткано это изумительное полотно чувств? В чем секрет особой игры слов и музыки стиха? Произведение написано Трехстопным амфибрахием (стихотворным размером с ударением на втором слоге), и это делает звучание произведения особенно мелодичным. Рифма перекрестная: окончание первой строки совпадает с окончанием третьей строки, вторая совпадает с четвертой.
Общее настроение гармоничное. Используемые автором художественные средства выразительности речи подчеркивают мягкую грусть лирического героя.
Здесь есть характерный для песенного жанра Повтор : “Я помню, любимая, помню…” “Я помню” – это вообще лейтмотив всего стихотворения. В последней строфе происходит Градация чувств, что выражается в повторе союза “и”:
И сердце, остыть не готовясь, И грустно другую любя…
Автор использует Контраст :
Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней.
И Сравнение :
Как будто любимую повесть, С другой вспоминает тебя.
Звучит Обращение поэта к возлюбленной (“любимая”, “ты”), поэтому стихотворение может рассматриваться как романтическое послание. Его возвышенный тон поддерживается Инверсией : “Не радостно и не легко мне / Покинуть тебя привелось”, “Пусть дни тогда были короче”, “И сердце, остыть не готовясь, / И грустно другую любя”. Композиция стихотворения двухчастная, делит его на “вчера” (1-3 строфа) и “сегодня” (4-5 строфы).
Эпитеты позволяют передать отношение автора к событиям (“Не радостно и не легко”, “нежно” “сыпал” “цветы”, “любимая повесть”) или переменам в природе, которые во всем сопутствуют возлюбленным в разные периоды их жизни: “осенние ночи”, “березовый шорох”, “голубые года”, “цветущая липа”). Оживают душа и природа в Олицетворениях : “липа напомнила”, “сердце, остыть не готовясь”. Метафоры здесь не часты, но весьма ярки.
Восхищение красотой лирической героини выражено в словах “сиянье твоих волос”, тонкое восприятие окружающего мира – в метафоре “шорох теней”.
Стихотворение затрагивает тему воспоминаний о былой любви, но одновременно оставляет в душе светлое ощущение. Да, известно, кто был адресатом, но тот факт, что Есенин, разорвав связь, не акцентировал внимание на посвящении стихов Августе Миклашевской, а также общечеловеческий смысл строк Есенина дают право каждому читателю воспринимать их как глубоко личные.
Морозова Ирина