Я поэт. Этим и интересен. В. Маяковский



Маяковский поражает. Маяковский отталкивает. Маяковский привлекает.

Маяковский – лирик. Маяковский – наглец. И это еще не все. Многое можно сказать о поэте Владимире Маяковском.

Но зачем? Он сам о себе все сказал в статье “О разных Маяковских”: “Я – наглец… Я – циник…

Я – рекламист… Так вот, господа, …надеюсь, после такого признания у вас отпала потребность доказывать, что я совсем непривлекателен”. В самом деле, в этой статье Маяковский в свои двадцать два года дал такой отпор всем, кто хотел его ославить,

раскритиковать, что потребность такая просто отпадает. Никто бы не посмел сказать вслух, что он “микроцефал с низким и узким лбом, (который) слабо украшает пара тусклых вылинявших глаз.” Но, говорили многие и не так, но про себя, на кухне, в коридоре редакции и т. п. А Маяковский вынес все на общее прочтение.

Хуже сказать нельзя. Поэт будто заявляет: все, что можно было сказать плохого, уже сказано. Можно поставить точку, а теперь “прочитайте абсолютно незнакомого Маяковского”.

И вот отклик Максима Горького: “Я читал его книгу стихов. Какой-то стих меня остановил. ОН НАПИСАН НАСТОЯЩИМИ СЛОВАМИ”.

Мне

кажется, что эта особенность Маяковского – писать настоящими словами – была одной из причин его популярности и непопулярности. Объясняю свою мысль. Популярности – так как написано простыми, понятными словами, так говорят по обыкновению люди между собой на улице; и для молодежи, которая тогда жила революцией, желанием стереть старый мир и построить новый, поэт Маяковский стал рупором в свое время. “Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”, – пишет поэт.

И это привлекает молодежь, которая хочет зачеркнуть старую жизнь и начинать что-то новое. А непопулярным Маяковский мог быть потому, что переворачивал все правила поэзии кверху ногами. Ведь поэзия – это высокое искусство.

Нежное, прекрасное, волшебное – это ассоциируется с поэзией. И вдруг – грубости: “Вот вы, мужчина, У вас в усах капуста…” А еще и в самом деле наглый поэт: осмеливается быть “на ты” с Пушкиным, Наполеоном, с Солнцем, с Богом. Это уже слишком.

Мания величия!

Но с другой стороны: если бы не было таких, как Маяковский, о ком бы мы сейчас говорили? Если бы все были одинаковые, они бы нам не запомнились. Вот, например, Маяковский говорит о стихах своих и Блока: “У меня из десяти стихов – пять хороших, три средних и два плохих.

У Блока из десяти стихов – восемь плохих и два красивых, но таких красивых мне, наверно, не написать”. Многие не могли понять такой наглости, и мало кто дочитывался к сути: на самом деле поэт Блока ставит выше себя! Маяковский не повторяет кого-то.

Он старается быть оригинальным, ярким, самобытным. Он не просто крикун. Это – талант.

Трудяга. Он называет себя фабрикой. Поэт даже норму установил для себя: если рабочий работает на заводе восемь часов на день, то и его норма должна быть хотя бы восемь строк на день.

Это кроме того, что Маяковский работает в “Окнах Роста”, в газете, ездит с выступлениями в разные области… Молодому, неспокойному, ему хочется быть причастным ко всему – к истории, к жизни страны. Он не просто описывает события, которые бурлят вокруг него и в нем, он живет этой жизнью и переживает ее каждой клеткой своего тела: “Я сегодня буду играть на флейте, на собственном позвоночнике”. Так, Маяковский фантазер, от него можно ждать заявлений-пощечин (например, снять Пушкина и Достоевского с Корабля Современности), эксцентричных поступков (подвесить рояль под потолок), необыкновенных возможностей (отрубить хвосты у комет, выдернуть себе живые нервы, пить чай с облачком, говорить со скрипкой), но его фантазии – это метафора, это выброс эмоций.

Без такой яркости нельзя показать напряженные ощущения. Поэт был разным.

И он ощущал свою “различность” и ” некость” (разрешите и мне придумать новое слово) Как можно не заметить его боли в стихе “Дешевая распродажа” или “Как я превратился в собаку”? Он не может найти среди людей понимания, не может дождаться простого человеческого слова – даже за корону не купишь, не выпросишь его у людей.

Для меня поэт Маяковский интересен тем, что был смел. Швырял в лицо современности свою смелую мысль, хотел быстрее изменить жизнь Земли на лучше. Я тоже этого хочу! И все этого хотят!

Но поэт не просто хотел, он показывал, что нужно что-то делать. И я абсолютно согласен со словами Л. Кассиля: “Такие люди не отходят в прошлое. Они ведут в будущее”.

Маяковский – поэт, который сумел ноктюрн сыграть “на флейте заржавевших водосточных труб”!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Я поэт. Этим и интересен. В. Маяковский