Художественный театр H. А. Островского

1. Значение Островского-реформатора.
2. Особенности драматургии.
3. Мир купцов и помещиков.
4. Женские образы: Катерина и Лариса.

История становления российской драматургии, также как и история российского театра интересна и увлекательна. Подчиняясь особым законам развития, испытывая на себе влияние определенных исторических личностей, направлений, исторических событий, театр развивался, изменялся, меняя через себя мировоззрения зрителей и читателей. Большую роль в становлении русского театра сыграл Н. А. Островский.
Тяжелый,

самоотверженный труд драматурга был ознаменован блестящими результатами. Именно благодаря ему было завершено становление русского самобытного театра, основание которого началось с Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Заслуга этого драматурга была признана общественностью и критиками, Гончаров писал о нем: “Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!”
Новаторство Островского в драматургии многогранно и бесспорно, оно заключается не только в том, что благодаря ему театр стал обращаться к реальной, действительной жизни, но и в том, что театр, пьесы, спектакли стали твориться наконец
для народа и ради народа и люди благосклонно принимали то, что делал для них драматург. Островский ратовал за становление самобытного, национального театра, за перевод театра в школу общественных нравов. Он писал записки, адресованные дирекции императорских театров, в которых высказывал конкретные мысли по преобразованию существующего театрального строя.

Этим запискам не давали хода, но художник не опускал рук, продолжая свое дело.
Принципы, выведенные Островским, стали классическими для русской драматургии, в том числе они нашли отражение в знаменитой теории К. С. Станиславского. Наследие драматургии, оставленное Островским, имеет важное значение и в современных реалиях театрального искусства, так как истинность его произведений, их жизненность и подчинение высоким эстетическим канонам не поддается сомнению.
Итак, первый пункт, кардинальным образом измененный творчеством Островского – жизненность произведения. Если до этого большая часть постановок была вымышленной, далекой от действительности, то драматург вновь добавляет в пьесу объективность, жизненность, правду. Будучи рожденным в Замоскворечье, Островский хорошо знаком с бытом и нравами купечества и дворянства, которые ярко передает в своем творчестве. Пьесы его оказываются населенными приказчиками и купцами, разночинцами и простым людом.

Его интересуют любые, даже незначительные подробности дворянского быта, начиная с обстановки дома, описания костюма и заканчивая индивидуальными особенностями мысли и речи героя.

Немаловажным изменением устоявшихся традиций театрального искусства стало введение исследования характера в его развитии, столкновении с жизненными трудностями, другими характерами. Однако при всем своем разнообразии основные типы характеров оказываются схожими, и Островский вводит эти основные типологии в свои произведения. Так купца Большова и приказчика Подхалюзина из пьесы “Свои люди – сочтемся!”, Паратова и Карандышева из “Бесприданницы”, Тихона и Дикого из “Грозы” – всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы продать душу дьяволу.
Они не испытывают чувства ответственности и желания заботиться о самых близких своих людях, не испытывают они ни любви, ни искренней привязанности. Дочь предает отца, оказавшегося в долговой яме. Паратов, несмотря на искренние чувства к Ларисе, женится в итоге “на деньгах”, дорого продавая свою свободу.

Тихон бежит от тирании и угнетении со стороны родной матери, оставляя при этом ей “на съеденье” жену – единственного по-настоящему близкого ему человека. В описываемом автором мире нет таких понятий, как честь, благородство, нравственная чистота, но очень развиты чувства наживы и стяжательства, потому чистые душой, способные к настоящим чувствам герои бегут из этого мира, ищут дорогу на свободу, на свет. Для Катерины такой дорогой оказывается речной омут, для Ларисы – замужество.
Много нового привнес Островский в женские образы, оказавшиеся во многом революционными. Нежная, чуткая, кроткая Катерина оказывается в жестких для себя жизненных условиях, после того как выходит замуж за Тихона Кабанова. Она ощущает себя попавшей в нравственную тюрьму, навеки утратившей духовную свободу, которой была богата, будучи в родной семье. Но в душе героиня продолжает оставаться свободной птицей, вольной лететь, куда захочет: “Отчего люди не летают!..

Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…”. Непривычный суровый мир Кабановых и Диких заставляет скрытничать, врать, учиться действовать исподтишка, втихомолку делая то, что хочется.

Выросшая в этом мире Варвара даже находит в этом какое-то удовольствие, но Катерина не умеет лгать. Не стала лгать она и после того, как полюбила Бориса.

Своеобразный – богобоязненный и мятежный одновременно – характер героини не позволяет держать в тайне грех, а в случившейся грозе она склонна видеть гнев Господень, потому прилюдно кается в своей любви и бросается вниз с обрыва, в вечное царство свободы и света.

Другой образ – другая трагедия. Героиня пьесы “Бесприданница” Лариса кардинально отличается от Катерины. Она – светская, образованная и культурная девушка, угнетенная бедностью своего положения.

Не принимая мир, в котором Лариса вынуждена жить, она пытается оставить его, вырваться на свободу. К тому же от нее не может укрыться тот факт, что мать попросту хочет подороже ее продать.
В Паратове Лариса любит внешний лоск и блеск, не слишком вдаваясь во внутренний, довольно приземленный и блеклый мир Сергея Сергеевича. Но понимая, что с ним не будет счастья, она готова выйти замуж за любого. Кто уведет ее из опостылевшего дома.
Лариса не любит Карандышева, даже не испытывает к нему чувства уважения, но надеется на него, как на последнюю возможность спасения. Но в этом мире нет благородства. Она – вещь, она сама это осознает и пытается подороже себя продать.

При этом внутренняя чистота героини вступает в неразрешимый конфликт с грязью окружающего ее мира, потому выстрел Карандышева воспринимается героиней как величайшее благо, а смерть – как достойный уход из жизни.

В этих различных, но неуловимо схожих героинях и кроется новаторство Островского-драматурга. Это и близость к народу, и правдивость, реалистичность описываемых событий, и тонкий психологизм характеров, образов, мыслей. Грязный мир; населенный чистыми душами, смело шагнул на сцену русского театра, показав глубину настоящей русской души, которую ничем не сломить, и остался там до сих пор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественный театр H. А. Островского