Художественный стиль поэмы Лермонтова “Вадим”
Бесперспективность подобного стиля, по-видимому, еще раньше осознал Лермонтов, вероятно не случайно отказавшийся от дальнейшей работы над “Вадимом”, сюжет которого по политической остроте, по всей своей исключительности оставлял далеко позади сюжеты Марлинского. А в незавершенной повести Лермонтова романтический стиль, чрезвычайно близкий к стилю Марлинского, господствовал почти безраздельно и тем самым делал неправдоподобным то исторически верное, что было в ряде эпизодов.
Попытка одного из исследователей языка повести найти и определить “реалистическую струю”, которая проявляется главным образом в отдельных случаях использования бытовой лексики или точного указания фактических деталей пейзажа, обстановки и т. и.1, оказывается малоубедительной: поскольку события “Вадима” развертываются в реальных, вполне конкретных условиях времени и места, эти элементы в системе повествования необходимы и неизбежны, подобные им можно встретить и у Марлинского, по не они задают тон в повести, но тексту которой они рассыпаны лишь через большие промежутки. Проводимое
Для современного нам читателя “Вадим”, которого он неизбежно сравнивает с “Героем нашего времени”, кажется произведением условным и наивным. Но если представить себе незаконченную повесть Лермонтова на фоне романтической прозы первой половины 1830-х годов ч если сравнить ее с творчеством Марлинского, самого знаменитого русского прозаика этого времени, станет ясно, что Лермонтов, в отличие от своих первых опытов в жанре поэмы, выступает здесь во всеоружии профессиональной литературной техники, современной ему. Вместе с тем “Вадим”, представляя первый (сохранившийся) опыт Лермонтова в области жанра повествовательной прозы, содержит еще ряд особенностей поэтической, стиховой стилистики (в частности, повышенную метафоричность, пристрастие к антитезам) перенесенных здесь в иную форму речи, с которой они порой сочетаются искусственно.
Related posts:
- Народная стихия в драме Лермонтова “Вадим” Лермонтов показывает историческую закономерность крестьянского протеста против векового гнета. Автор романа сочувственно рисует народное стремление к освобождению. Рассказу о крестьянском восстании в романе знаменательно предшествует народная песня о “вольности-волюшке”. Обращаясь к причинам, вызвавшим народное восстание, Лермонтов пишет: “Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, […]...
- Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и в романе М. Ю. Лермонтова “Вадим” Оба произведения – повесть “Капитанская дочка” и роман “Вадим” – объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории – личность или народ? Можно сказать, что авторы, изучая историю, попытались обнажить противоречия русской жизни. Показывая постоянные выступления крестьянства против крепостного права, они натолкнули […]...
- Продолжение романа М. Ю. Лермонтова “Вадим” Глава XXV Однако Вадим не был намерен так просто отступить от своей цели – от дела всей его жизни. Чутьем, каким внутренним животным инстинктом, горбач чувствовал, что напал на след, что разгадка где-то рядом. – Послушай, Орленко, – сказал Вадим, – дай я один похожу по двору и избе. Я обязательно найду какой-нибудь след, даю […]...
- Характер и стиль диалога Демона и Тамары в одноименной поэме Лермонтова Эволюционирует система тропов в романтическом стиле Лермонтова. Вместе с другими авторами романтических поэм юный Лермонтов тяготеет к непрямому и непростому обозначению вещей. Его ранние поэмы пестрят метафорами, метонимиями, перифразами, которые к тому же отличаются типичной для романтизма яркостью, цветистостью, изысканностью. В поэмах последнего периода метафорическая речь перестает безраздельно господствовать, давая место простому и точному, прямо […]...
- Художественный стиль рассказов Чехова В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе […]...
- Построение и художественный стиль по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии “Недоросль” воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в […]...
- Биография Кожинов Вадим Валерианович (1930 – 2001) Кожинов Вадим Валерианович (1930 – 2001), российский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии). Книги: “Виды искусства” (1960), “Происхождение романа” (1963), “Книга о русской лирической поэзии XIX века.” (1978), “Статьи о современной литературе” (1982), “Тютчев” (1988), “Размышления о […]...
- Поэмы Лермонтова написанные в 1837-1841 годах За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них он опубликовал 3. В поздних поэмах еще заметнее, чем в лирике, проявляется тяготение поэта к объективизации изображения, к полифонизму художественного мышления. Обращает на себя внимание своеобразная антиномическая “парность” его зрелых поэм. Такими “поэтическими антимирами” предстают […]...
- Построение и художественный стиль блистательной по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Блистательная комедия “Недоросль”, написанная выдающимся драматургом Д. И. Фонвизиным, отличается богатым идейно-тематическим содержанием, которое воплощено в великолепную художественную форму. Автором был создан стройный план комедии, где мастерски переплетаются картины бытовой жизни в поместье с раскрытием взглядов героев. Фонвизин описал своих героев с большой тщательностью, причем не только главных персонажей, но и второстепенных, таких, как учителя, […]...
- Проза. Роман. Вадим (Лермонтов М. Ю.) Вадим – Незаконченный юношеский роман. Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: “Горбач – Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта (юношеская повесть)”; “Вадим. Неоконченная повесть”. Датируется 1833-1834 гг, на основании свидетельства Мерин-ского, учившегося в это время вместе с Лермонтовым в юнкерской школе: “Раз, в откровенном разговоре со мной,- вспоминал […]...
- Развязка сюжета поэмы Лермонтова “Демон” Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим. Отвечая “соблазна полными речами” на мольбы Тамары, “злой дух” забывает идеал “любви, добра […]...
- Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон” Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной “регистр”, связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки. Рабство и свобода – одна из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно […]...
- Анализ поэмы Мцыри Лермонтова Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе. Путешествуя в тысяча восемьсот тридцать седьмом году по одной из дорог, которая в те времена называлась военной-грузинской. Именно на этой дороге […]...
- Стиль повествования и диалогов в романе “Княгиня Литовская” Следующий после “Вадима” прозаический опыт Лермонтова, тоже оставшийся незавершенным “Княгиня Литовская” (1836), – означает огромный шаг вперед по пути к реалистической прозе. Знаменателен выбор сюжета и изображаемой среды: действие развертывается (вернее – лишь начинает развертываться) в современном автору Петербурге, в бытовой и даже будничной обстановке, персонажи взяты из повседневности, но уже с самого начала намечается […]...
- Язык поэмы М. Лермонтова. Позиция автора в произведении Цель: обратить внимание на близость поэмы фольклорным произведениям; продолжить формирование навыков групповой работы; практиковаться в публичных выступлениях; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать гражданскую позицию. Самый выбор этого предмета [исторического Прошлого.- Авт.] свидетельствует о состоянии Духа поэта, недовольного современной Действительностию и перенесшегося от нее В далекое прошлое, чтоб там искать жизни, Которой он не видит в […]...
- Художественный анализ поэмы “Братская ГЭС” Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты. Я же хочу остановиться на вступлении к поэме, названной автором “Молитвой к поэме”. В ней Евтушенко, вспоминая своих великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Некрасова – “просит” у […]...
- Фабула поэмы Лермонтова “Демон” В фабульном отношении “Демон” тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона и Тамары в значительной степени близок к аналогичным мотивам, развитым в “Вадиме” (Вадим и Ольга), “Маскараде” (Арбенин и Нина), “Герое нашего времени” (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера). Но это не механическое […]...
- Художественный анализ поэмы Блока “Песня Судьбы” “Песня Судьбы” – драма внутренне противоречивая и ироничная. Возникая из теургического мифа о слиянии искусства и жизни и символистской утопической веры в жизнестроительную силу искусства, она, путем их сценической реализации, разоблачает мнимость подобных постулатов и подвергает их демифологизации. Глубокая конфликтность драмы “Песня Судьбы” состоит в антиномии между ее изначальной идейной мотивацией и ее драматургической реализацией, […]...
- Мцыри и Демон – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова (Лермонтов М. Ю.) Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
- Сочинение на тему “Стиль – это эпоха, стиль – это человек” Начнем с того, что такое стиль, это слово имеет несколько значений. Стиль – форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления, манера себя вести, одеваться, методы и приемы работы (стиль руководства). Стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени, направления или индивидуальную манеру художника. Исходя из обоих определений, можно с уверенностью сказать, […]...
- Поэмы Лермонтова Одной из важных сторон поэтического дара Лермонтова были его поэмы – жанр, в котором он писал с ранней юности. Но если ранние “байронические”; поэмы (“Корсар”;, “Олег”;, “Два брата”;) носят ученический, а зачастую и подражательный, характер, то затем именно в этом жанре Лермонтов достигает особой высоты. Вершины его поэмного творчества – романтические поэмы “Демон”; (1829-1839), “Мцыри”; […]...
- Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова “Мцыри” Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической эстетики,- они категорически и однозначно утверждают: “Мцыри” – романтическая поэма. Подобной констатацией практически и завершается изучение поэмы; задача чрезвычайно облегчается описательным подходом: перечислить в доказательство тезиса хорошо известные черты традиционной романтической поэмы. Особое место занимает […]...
- Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова Очень часто начиная читать то или иное произведение, читатели до конца так и не могут понять казалось самого главного и важного, самой темы всего произведения. Что же такое тема? Если говорит просто и банально, то тема – это то, вообще ради чего было написано произведение, то есть тема отображает весь смысл того или иного произведения. […]...
- Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны ” Бородино ” и “Смерть поэта”). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел […]...
- Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”? Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри”, которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей. В поэме “Мцыри” действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая […]...
- Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ “МЦЫРИ”) Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 академических часа. Сочинение анализировали трое одноклассников автора. Сочинение представляет собой анализ поэтики поэмы “Мцыри”. Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние […]...
- Вершина романтического творчества Лермонтова – поэмы “Демон” и “Мцыри” Над “Демоном” поэт работал около десяти лет, (первая редакция написана в 1829 году, седьмая в 1839 году). Бунт поверженного ангела против Бога, трагедия гордого одиночества, попытка возродиться через любовь,- все это было близким Лермонтову. Неслучайно в богоборческих монологах Демона (из-за которых поэму не удавалось напечатать до 1858 года) слышится и авторский голос. Лермонтов соединил в […]...
- Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, не видя […]...
- Шефнер Вадим Сергеевич В. С. Шефнер родился 30 декабря 1914 года (12 января 1915) в Петрограде в семье пехотного офицера. Является внуком Алексея Карловича Шефнера, капитан-лейтенанта, основателя порта Владивосток. Почти все детство и юность провел в Петрограде-Ленинграде. Но в 1921 году семья уехала в Старую Руссу к месту службы отца. После смерти отца от чахотки Вадим Шефнер вместе […]...
- Сочинение на тему: Ранние прозаические произведения Лермонтова Обращение к прозе – закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение – незаконченный исторический роман “Вадим” (1832- 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании. Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. […]...
- Путь Лермонтова как прозаика Проза Лермонтова соотносится с творчеством трех русских писателей. Это Пушкин, Гоголь, Марлинский. Если последний для нас несоизмерим с первыми двумя, то нельзя забывать, что в глазах читателей 1820-1830-х годов он нередко затмевал первых двух, да и деятельность его как прозаика началась раньше. Поэтому, определяя путь, который Лермонтов прошел от “Вадима” до повести 1841 года, и […]...
- Краткое содержание трагедии Княжнина “Вадим Новгородский” Новгородские посадники Пренест и Вигор в ожидании Вадима обсуждают причину его нежелания публично объявить о своем прибытии в Новгород. Появляется Вадим в окружении военачальников. Он обращается к своим сподвижникам с речью, полной горечи. Некогда вольный город находится ныне под властью тирана Рурика. “О Новград! что ты был и что ты стал теперь?”. Вадим потрясен, что […]...
- Анализ поэмы Лермонтова “Исповедь” В поэме “Исповедь”, которая стала исходной для позднейших поэм – “Боярина Орши” и “Мцыри”, те же мотивы наказуемости любви на небе (и главным образом на земле!) выражены сильнее и ярче. Молодой отшельник, приговоренный за любовь к казни, ни в чем не раскаивается, ибо земная любовь превыше всего, она ни с чем не сравнима, и закон […]...
- РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача его душевных переживаний; условный сюжет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри связана с представлением о […]...
- Анализ поэмы Лермонтова “Хаджи Абрек” Цикл произведений с кавказской тематикой, написанных Лермонтовым до первой ссылки, завершается поэмой “Хаджи Абрек”, относящейся к 1833-1834 гг. Она была, помимо желания самого автора, передана в журнал “Библиотека для чтения” и напечатана в нем в 1835 г. (т. XI). Близкий родственник и друг поэта А. П. Шан-Гирей передает об этом следующие подробности: “С нами жил […]...
- Сочинение: Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где молодой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, которой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гроза, которая так напугала других […]...
- К 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова С 14 октября 2004 года по 15 января 2005 года в Государственном Литературном музее в “Доме И. С. Остроухова” (Трубниковский пер., 17) будет открыта юбилейная выставка к 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, организованная содружеством двух музеев – Государственного Литературного музея и Лермонтовского музея-заповедника “Тарханы”. Представлены живопись и графика М. Ю. Лермонтова (автопортрет, портреты […]...
- Биография Лермонтова. Переезд в Петербург В 1832 году Лермонтову был дан “совет” уйти из университета. По свидетельству же одного из студентов, Лермонтов “был выгнан из университета” вместе с другими студентами “за нарушение университетского устава”, иными словами – за вольномыслие. Вместе с бабушкой он переехал в Петербург. Поэт любил Москву. “Москва,- писал он впоследствии,- не есть обыкновенный город, каких тысяча: Москва […]...
- Сочинение на тему: ПРОЗА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Прозу М. Ю. Лермонтова можно условно разделить на три периода, соответствующих трем главным произведениям. Первое из них – “Вадим” (1832-1834) – романтическая повесть. Второе – “Княгиня Литовская” (1836) – тоже романтическая повесть, но уже привязанная к действительности и быту и знаменующая собой переход Лермонтова от романтизма к реализму. Третье произведение – “Герой нашего времени” (1838-1839) […]...
- Роман. Вадим (Лермонтов М. Ю.) Название условное (с конца XIX в.). Еще одна попытка изобразить героя слояшого, действенного и мыслящего. Он дан в “чисто” романтическом ключе?: даже и внешне. Здесь Лермонтов стремится выйти и на проблему “личность – народ”. Фактура неоконченного романа несколько напоминает пушкинского “Дубровского” Первая публикация: “Вестник Европы”, 1873, кн. 10. И. Гуммелъ – немецкий композитор и музыкант. […]...