Художественный стиль поэмы Лермонтова “Вадим”

Бесперспективность подобного стиля, по-видимому, еще раньше осознал Лермонтов, вероятно не случайно отказавшийся от дальнейшей работы над “Вадимом”, сюжет которого по политической остроте, по всей своей исключительности оставлял далеко позади сюжеты Марлинского. А в незавершенной повести Лермонтова романтический стиль, чрезвычайно близкий к стилю Марлинского, господствовал почти безраздельно и тем самым делал неправдоподобным то исторически верное, что было в ряде эпизодов.

(middle) -->

Попытка одного из исследователей языка повести найти и определить “реалистическую струю”, которая проявляется главным образом в отдельных случаях использования бытовой лексики или точного указания фактических деталей пейзажа, обстановки и т. и.1, оказывается малоубедительной: поскольку события “Вадима” развертываются в реальных, вполне конкретных условиях времени и места, эти элементы в системе повествования необходимы и неизбежны, подобные им можно встретить и у Марлинского, по не они задают тон в повести, но тексту которой они рассыпаны лишь через большие промежутки. Проводимое

тем же литературоведом сопоставление образа жены Палицына в “Вадиме” и образа старой Лариной в “Евгении Онегине”, также и некоторых других моментов в обоих произведениях, представляется тоже искусственным, во всяком случае – малоплодотворным для анализа повести, где пушкинское начало неощутимо.

Для современного нам читателя “Вадим”, которого он неизбежно сравнивает с “Героем нашего времени”, кажется произведением условным и наивным. Но если представить себе незаконченную повесть Лермонтова на фоне романтической прозы первой половины 1830-х годов ч если сравнить ее с творчеством Марлинского, самого знаменитого русского прозаика этого времени, станет ясно, что Лермонтов, в отличие от своих первых опытов в жанре поэмы, выступает здесь во всеоружии профессиональной литературной техники, современной ему. Вместе с тем “Вадим”, представляя первый (сохранившийся) опыт Лермонтова в области жанра повествовательной прозы, содержит еще ряд особенностей поэтической, стиховой стилистики (в частности, повышенную метафоричность, пристрастие к антитезам) перенесенных здесь в иную форму речи, с которой они порой сочетаются искусственно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Художественный стиль поэмы Лермонтова “Вадим”