Художественный анализ 21 сонета Уильяма Шекспира



Двадцать первый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе стихотворений, посвященных Другу; к первой подгруппе из двадцати шести произведений, воспевающих последнего.

Основная идея двадцать первого сонета – соблюдение честности в любви и поэзии. Лирический герой с первой строки первого катрена противопоставляет себя современным ему поэтам, под влиянием Музы создающим стихи, изобилующие приторными (дословный перевод “покрашенными красотой”) метафорами, связанными с небесами (идея “непосредственного использования

для орнамента”), солнцем, луной, землей, “богатыми переливами моря”, с “родившимися первыми апрельскими цветами” и всеми “исключительно воздушными вещами”, пронизывающими насквозь как небесные, так и подземные (подводные) глубины. Перечислению поэтических штампов Шекспир посвящает первые два катрена сонета.

В третьем катрене он просит позволения быть истинным не только в любви, но и в письме (подразумевается, как данный сонет, так и все творчество). Лирический герой призывает читателя верить в то, что он по-настоящему любит, просто его чувство опирается на правду, которая говорит

о том, что любимый человек прекрасен не как мерцающие “в воздухе небес золотые свечи”, а “как ребенок любой матери”.

“Сонетный ключ” объясняет неприятие лирическим героем пышных метафор: в них он не видит искренности, полагая, что “подобная молва хороша”, когда главной целью стихотворения является “продажа”, то есть обольщение предмета своей любви в надежде на последующее (физическое, телесное) вознаграждение. Здесь двадцать первый сонет перекликается со сто тридцатым, в котором Шекспир подчеркивает земную сущность возлюбленной (Темной Дамы) и отказывается от ее классического воспевания. Очевидны параллели и между двадцать первым и сто вторым сонетом: в обоих произведениях утверждается идея молчаливости любви, сам факт которой красноречивее любых возможных слов.

Двадцать первый сонет также заканчивается отказом от хваления, которое лирическому герою не нужно в силу того, что он не претендует на какую-то особую награду от Друга – он просто его любит.

В двадцать первом сонете Шекспир выступает и как литературный критик своих коллег, и как самокритик, и как философ, пытающийся показать людям ценность естественной, земной природы человека в противовес чужим фантазиям о ней. Лирический герой влюблен, но он отдает себе отчет в том, что любит и не пытается придать своим чувствам дополнительный метафорический лоск.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественный анализ 21 сонета Уильяма Шекспира