Художественный анализ 102 сонета Уильяма Шекспира

Сто второй сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, посвященных другу, к подгруппе стихотворений, знаменующих собой торжество возобновленной дружбы. Вероятным адресатом произведения является Генри Ризли – третий граф Саутгемптон, с 1594-го года являвшийся единственным покровителем Шекспира.

Восторженный, нежный, любовный тон первых ста двадцати шести сонетов цикла долгое время сбивал с толку и читателей, и исследователей творчества Шекспира: вплоть до начала XIX века считалось, что все сонеты английского драматурга

посвящены женщине. Именно поэтому ими долгое время не интересовались, относя их к классической любовной поэзии. Как только адресат был установлен, сонеты тут же получили популярность и стали восприниматься в своем истинном значении.

Любовная же манера обращения получила свое объяснение: в сонетном жанре так было принято объясняться в дружбе, которая по силе своих чувств ничем не умалялась любви.

Основная идея сто второго сонета связана с утверждением ценности любви в ее единственном, зачастую единоличном и даже молчаливом звучании.

По мнению Шекспира, настоящая любовь не требует бурных изъяснений (наиболее ярко эта идея проявилась в трагедии “Король Лир” на примере образа Корделии). Она кажется слабее только на фоне тех, кто выставляет свою душу напоказ, то есть сыплет набором штампованных признаний, превращая тем самым чувство в товар.

Образ Любви в сонете сливается с образом Красоты, воспеваемой Поэтом (символический образ – Соловей) в начале весны, под которой понимается расцвет дружеских отношений. В летнюю пору, отовсюду наполненную музыкой, пение соловья теряется, утрачивает свою ценность. В летней музыке явственно видна параллель между птичьими трелями, которые характерны для первой половины лета, общим поэтическим многоголосьем, рано или поздно возникающим в литературе по отношению к тому или иному жанру или теме, и неизменным для любви/дружбы нарастанием чувств, а следовательно и словесных признаний.

Первый катрен говорит об уединенности любви, второй – о невозможности молчать, когда любишь, третий – о гибели любви и красоты под влиянием обыденности. Сонетный замок (финальное двустишие) подводит итог лирическим размышлениям Поэта, пришедшего к мысли, что когда все сказано, можно уже ничего не добавлять. Молчание не умалит силы любви и не будет раздражать того, на кого она направлена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественный анализ 102 сонета Уильяма Шекспира