Художественные версии образа «Скупого» в мировой литературе
Рассмотрим созданную Мольером «карикатуру, памфлет» под названием «Скупой». Комедия состоит из 5-ти действий. Главный персонаж — Гарпагон, отец Клеанта и Элизи, влюбленный в Мариану. Валер — жених Элизи — так характеризует Гарпагона: «Чрезмерным скряжничеством, суровым обращением он мог бы вас и брата вашего привести к крайнгостям».
Скряжничество отца огорчает его сына Клеанта, который вынужден занимать деньги на приобретение необходимого, на свое удержание. Хочет вступить в брак с любимой девушкой Марианою, и боится,
Лафлеш — прислужник Клеанта — говорит о Гарпагона: «Проклятущий старик. Зродувику не видел такой бедности». «Хотя дуба даты перед ним, он и глазом не моргнет. Для него деньги более дорогие за добрую славу, честь, благородство».
Гарпагон закапывает десять тысяч золотых червонцев в саду, боится, лишь бы никто
Сам хочет пожениться с Марианою, но при условии, которое мать девушки за нее хотя что-то и даст. Прислужники в Гарпагона ходят ободранные. Кони в конюшне едва живые, лежат, от голода не держатся на ногах, «скелеты, тени, призраки». «Скряга, жмот, жадина, вымогатель», — так все о нем говорят.
Гарпагон угощает гостей, а Валеру приказывает сохранить больше продовольствия, чтобы остатки отправить назад. Гарпагон любит Мариану, но «деньги любит немного сильнее».
Когда Лафлеш похищает его сундучок с деньгами, он готовый всех перевешать. «Всех подвергать пытке, повесить на виселице!». Советует комиссару полиции арестовать весь город. Гарпагон решил, если не найдет денег, то повесится сам.
Ансельм — жених Элизи, отказывается от девушки в пользу Валера. Со временем выясняется, что Ансельм — отец Мариани и Валера. Клеант шантажирует деньгами своего отца.
Обещает возвратить их, если тот согласится на его брак с Марианою. За деньги Гарпагон удовлетворяет желание своего сына.
Действительно, Мольер, согласно законам жанра, кое-что схематично выстраивает образ скупого, не удаваясь к объяснениям относительно причин его возникновения. Другая оригинальная версия образа скупого создана А. С. Пушкиным. Это образ барона из его трагедии «Скупой рыцарь», что вошла в «Маленькие трагедии».
Первой была написана трагедия «Скупой рыцарь» (23 октября 1830). «Скупой рыцарь» — трагедия скряжничества. Скряжничество здесь выступает не как что-то однозначное и одномерное, но в своей скрытой сложности и противоречии, объемно. Сам Пушкин об этом писал: «Лица, созданные Шекспиром, типы страсти, порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры.
В Мольера скупой скуп — и только; в Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, остроумен. Подобно к шекспировскому Шайлоку в бароне Пушкина объединяется несоединимое: скупой — и рыцарь, которым овладевает страсть к денег. Вместе с тем в нем есть что-то от поэта.
Он способен опоэтизировать предмет своей губительной страсти. Хвала золоту у барона — как гимн любви. Это противоестественно, но это становится возможным из-за того, что он тянется к денег не только как скряга, но и как тот, что стремится власти.
Деньги для барона становятся символом власти. Это признак не только средневековых пор, но и сутки Пушкина.
Золото исказило человеческую природу барона Филиппа, лишило сожаления, сочувствие к страданиям других людей. Когда он отворяет свой сундук, наполненный золотом, то переживает чувство садиста, что подчинился страшной власти денег.
Много лет французский писатель Оноре де Бальзак работал над довольно небольшой по объему повестью «Гобсек», история создания которой вызывает значительный интерес для понимания особенностей процесса творчества писателя. Сначала появляется очерк о ростовщике (в конце злого 1830 года). В апреле выходит двухтомник «Сцены частной жизни», в котором помещена повесть «Опасности распущенности».
В этой повести очерк «Ростовщик» занимает место первого раздела. Таким был первый вариант «Гобсека».
Первое название повести «Опасности распущенности» «главным в ней есть изображения упадка аристократии. А в образе Гобсека, наоборот, просматривались некоторые положительные черты: он помогает адвокату Дервилю, проявляет благодетельность относительно Фанни Мальва, «спасает семью графа где Ресто от банкротства и под конец повести перестает быть ростовщиком, становится депутатом». В этом варианте повести как человек Гобсек превышает аристократов: он умнее них, он способный к философским обобщениям, знается на психологии людей. Но 1835 года выходит второй вариант повести.
За 5 лет, которые прошли после публикации первого, в Франции состоялось много изменений. После революции 1830 года страной управляли финансовые дельцы типа Гобсека. И писатель лишает своего персонажа многих положительных черт, противопоставляя ему бескорыстного адвоката Дервиля.
Бальзак перерабатывает и финал повести.
Если первый вариант имеет благополучную концовку, то во втором варианте автор изображает Гобсека сумасшедшим старым, патологическим скрягой, который накапливает огромные богатства, которые пропадают в его подвале. Смерть ростовщика становится символом распада, безусловной гибели тех общественных сил, которые Бальзак связывает с образом Гобсека. Г. Елизарова называет ростовщика Гобсека «новой разновидностью златолюбця», наиболее ярким и типичным образом.
Во времена, когда деньги становятся важной движущей силой общественной жизни, такие люди, как Гобсек, владеют ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов…писателей и артистов. Гобсек наслаждается возможностью властвовать над людьми, которые привыкли считать себя «солью земли»; распоряжаться их судьбами, и даже самой жизням, навязывать им свои условия, быть свидетелем их унижения — вот что достовляет наибольшее наслаждение Гобсеку. Тем не менее, на мысль Г. Елизаровой, этот образ у Бальзака все же «не лишен романтического демонизма».