Художественные приемы в литературе
Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. “Багаж” пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. Чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. То же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, чем глубже и интереснее высказывания, тем более сильное эмоциональное влияние на читателя смогут оказать его произведения.
Среди
Метафора используется, когда мы употребляем слово или выражение в переносном значении. Перенос этот осуществляется по схожести отдельных черт явления или предмета. Чаще всего именно метафора создает художественный образ.
Разновидностей метафоры довольно много, среди них:
Метонимия – троп, смешивающий значения по смежности, иногда предполагающий наложение одного значения на другое
(примеры:
Эпитет – троп, наиболее ярко отражающий авторскую субъективную позицию, синтаксически используется чаще всего в виде определения
(примеры: “славный паренек”; “жалкий человечишко”, “горький хлеб”);
Сравнение – фигура речи, характеризующая предмет через сопоставление одного с другим
(примеры: “как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен”);
Олицетворение – “оживление” предметов или явлений неживой природы
(примеры: “зловещая мгла”; “осень заплакала”; “вьюга завыла”);
Гипербола и литота – фигура в значении преувеличения или преуменьшения описываемого предмета
(примеры: “он вечно спорит”; “море слез”; “маковой росинки во рту не было”);
Сарказм – злая, язвительная насмешка, порой откровенное словесное издевательство (например, в получивших распространение в последнее время рэп-баттлах);
Ирония – насмешливое высказывание, когда говорящий имеет в виду нечто совсем иное (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова);
Юмор – троп, выражающий веселое и чаще всего добродушное настроение (в этом ключе написаны, например, басни И. А. Крылова);
Гротеск – фигура речи, намеренно нарушающая пропорции и истинные размеры предметов и явлений (часто использовался в сказках, другой пример – “Путешествие Гулливера” Дж. Свифта, творчество Н. В. Гоголя);
Каламбур – нарочитая двусмысленность, игра слов, основанная на их многозначности
(примеры можно найти в анекдотах, а также в творчестве В. Маяковского, О. Хайяма, К. Пруткова и др.);
Оксюморон – сочетание в одном выражении несочетаемого, двух противоречивых понятий
(примеры: “страшно красивый”, “оригинальная копия”, “стая товарищей”).
Однако речевая выразительность не исчерпывается только стилистическими фигурами. В частности, можно упомянуть еще звукопись, которая представляет собой художественный прием, подразумевающий определенный порядок построения звуков, слогов, слов для создания какого-то образа или настроения, имитации звуков реального мира. Звукопись читатель чаще встретит в поэтических произведениях, но встречается этот прием и в прозе.