Художественные приемы Майн Рида

Томас Майн Рид (1818-1883) родился в Ирландии, в семье священника. Отказавшись от духовной карьеры, которую ему прочил отец, будущий писатель в 1840 году эмигрировал в Америку, куда переселялись тысячи его соотечественников, измученных нуждой и притеснениями англичан, превративших Ирландию в свою первую колонию. Принадлежность к угнетенной нации и живое сочувствие Майн Рида освободительным стремлениям ирландских патриотов многое объясняют и в его творчестве: романы Майн Рида полны отголосков антиколониальных и демократических движений того времени.

Жизнь

писателя в Америке так пестра и богата приключениями, что сама по себе могла бы стать сюжетом авантюрного романа. Майн Рид в поисках заработка перепробовал множество профессий: был торговцем, учителем, актером, корреспондентом газет, работал на плантациях, охотился в прениях и дремучих лесах, путешествовал по великим рекам, исколесил Южные Штаты и пустынные равнины Мексики. В 1846 году Майн Рид, к тому времени уже известный журналист, принял участие на стороне Соединенных Штатов в американско-мексиканской войне, отличился в нескольких сражениях и получил чин капитана.

Выведенный из строя тяжелым

ранением, он начал было писать свой первый роман “Вольные стрелки” (1850), но революционные события в Европе, от успешного исхода которых зависело и освобождение Ирландии, заставили его отложить перо.

В 1849 году, во главе группы молодых поборников свободы, Майн Рид отправился в Венгрию, чтобы занять место в рядах повстанцев. Однако надежды его не оправдались. Венгерское восстание было подавлено, прежде чем Майн Рид успел пересечь океан. Поселившись затем в Лондоне, он вошел в круг революционных эмигрантов и подружился с вождем венгерской революции Лайошем Кошутом.

Когда в феврале 1855 года в Лондоне состоялся митинг “памяти великого революционного движения 1848 года”, в списке ораторов наряду с К. Марксом, А. Герценом, В. Гюго и другими известными представителями европейской демократии на афише значилось также имя Майн Рида.

В середине 50-х годов он стал уже популярным романистом. Так как литературная деятельность была для него единственным средством существования, а писательский труд приносил очень скромный заработок, Майн Рид вынужден был ежегодно публиковать по две-три книги. Всего он издал около шестидесяти томов. Кроме многочисленных романов, его перу принадлежат и научно-популярные труды (очерки об охоте, “Зоология для детей”, “Популярное описание человеческих рас” и др.).

Наследие Майн Рида неравноценно. Лучшие романы относятся, за редкими исключениями, к первому десятилетию его творчества. В дальнейшем талант его увядает, он все чаще варьирует прежние сюжеты либо обращается к историческим темам.

Художественные приемы Майн Рида Довольно однообразны. Он любит мелодраматические эффекты и резкие, контрастные противопоставления. Его положительные и отрицательные персонажи, наделенные кипучей энергией и преувеличенными страстями, напоминают героев романтических поэм Байрона, любимого поэта Майн Рида. Это гении добродетели и благородства, злодейства и порока. “Классификация героев, как в огромном большинстве приключенческих романов, обычно проводится Майн Ридом по принципу моральных качеств… и может быть сведена к немногим основным типам” ‘. Храброму, привлекательному молодому человеку, влюбленному в девушку ангельской красоты, противопоставлен злобный авантюрист, преступные намерения которого вовремя раскрывает верный друг героя или старый охотник-следопыт – прямой потомок куперовского Кожаного Чулка (таков, например, Зеб Стумп из “Всадника без головы”).

К этой непритязательной схеме можно свести почти все романы Майи Рида, в которых динамичная фабула связана с любовной интригой. Герои всегда в движении, преодолевают препятствия, рискуют жизнью, неутомимо преследуют и подстерегают врагов, терпят поражения, истекают кровью, возрождаются для новых подвигов, одерживают победы, наказывают злодеев. Драматические коллизии, пестрые приключения, безраздельное сочувствие отважным героям, – этнографический колорит, живописные ландшафты – все это сделало английского романиста одним из любимых детских писателей,

Майн Рид выступал на стороне гонимых. В период подъема аболиционистского движения и в годы гражданской войны в США он проявил себя как страстный ненавистник рабовладения и расового гнета. Ужасное положение негров в Южных Штатах, аукционы невольников, преследования людей, в чьих жилах течет хоть капля “черной крови”, каторжный режим на хлопковых плантациях – таковы сюжетные линии, определяющие содержание “Квартеронки” (1856).

Борьбе негров против векового порабощения на острове Ямайка, обличению английских торговдев “живым товаром” посвящен роман “Мароны” (1862).

Если в начале своего творческого пути Майн Рид изображал индейцев злобными дикарями и оправдывал жестокости белых (“Охотник за скальпами”, 1851), то позже, осмыслив с новых позиций все, что ему довелось увидеть и испытать на “Диком Западе”, он правдиво показал трагедию индейских племен, изгоняемых со своих исконных земель и ведущих неравную борьбу с “бледнолицыми”. В романе “Оцеола, вождь семинолов” (1858) Майн Рид искусным пером нарисовал героический образ Оцеолы, возглавившего в 1830-х годах упорное сопротивление своего племени натиску рабовладельцев и правительственных войск. На исторические факты Майн Рид опирается и в романах “Белый вождь” (1855) и “Золотой браслет” (1875).

Со страниц этих книг встают образы справедливых мужественных индейцев, достойных, по словам автора, сравнения с героями древней Спарты. “Американские индейцы…- пишет Майн Рид,- отличаются такими прекрасными качествами, которые сделали бы честь каждому культурному народу” (этнографические очерки “Жизнь у индейцев”).

Особую группу составляют охотничьи романы Майн Рида: гималайская дилогия “Охотники за растениями” (1857) и “Ползуны по скалам” (1864); трилогия “В дебрях Южной Африки, или Приключения бура и его семьи” (1856), “Юные охотники” (1857), “Охотники за жирафами” (1867) и др. Здесь торжествует пафос исследования природы, поэзия лесных чащ, необозримых прерий, где хозяйничают непуганые звери и птицы. Охотничьи приключения чередуются с описаниями животного и растительного мира, а самому сюжету отводится подчиненная роль.

Он нужен лишь для того, чтобы мотивировать трудное и опасное путешествие любознательных героев, натуралистов и охотников, по малоизученным странам. Местом действия в таких романах служат не только Америка, но и другие части света, где писателю не удалось самому побывать, но флору и фауну которых он добросовестно изучал по доступным ему источникам. Как зоолог, Майн Рид не знает себе равных среди авторов авантюрно-географических романов. Недаром его книги высоко ценились специалистами-природоведами.

Описания жизни и повадок животных у него настолько точны, что зоологи даже признали за ним приоритет в описании редкого вида медведя, который был назван “гризли Майн Рид” ‘ Несколько особняком в творчестве Майн Рида стоит широко известный у нас роман с умело закрученной детективной интригой – “Всадник без головы” (1866), рисующий сложную обстановку в Техасе несколько лет спустя после отторжения его американцами от Мексики и тревожную жизнь пограничного форта-“полувоенную, полугражданскую, наполовину дикую, наполовину цивилизованную”. Майн Рид писал также исторические романы, исполненные сочувствия к освободительным революционным движениям (например, “Белая перчатка” – о событиях английской революции XVII в.), романы, относящиеся к распространенной в приключенческой литературе теме “робинзонад” (“Жилище в пустыне” и др.), и близкие по жанру к морским, из которых заслуженной популярностью пользуется “Морской волчонок” (1859)-книга очень своеобразная, по замыслу и по теме созвучная с “робинзонадами”.

Передовая русская критика, отдавая должное Майн Риду как писателю-популяризатору, указывала и на недостатки его романов, которые особенно бросались в глаза в те годы, когда на книжный рынок выбрасывались в большом количестве – и, как правило, в сокращенных переводах – не только хорошие, но и посредственные его романы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные приемы Майн Рида