Художественные особенности загадок



Загадка – это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ.

Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать,

дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица – отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут – Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Это черная? – Нет, красная. – А почему белая? – Потому, что зеленая (красная смородина).

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:

Кабы я встала – До неба достала, Кабы руки

да ноги – Я бы вора связала. Кабы рот да глаза – Я бы все рассказала (дорога).

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего следует назвать метафору. М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки – овечки, куделя – стог:

Пять овечек стог подъедают, Пять овечек прочь отбегают. Игла – свинка, золотая щетинка, соха – корова, все поле рогами перепорола.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех “слагаемых”: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные – медведь, волк, лиса, заяц – обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь.

Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже.

Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:

Стоит дерево, (стол) На дереве конопля, (скатерть) На конопле глина, (горшок) На глине капуста, (щи) А в капусте свинья, (свинина)

Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:

Бел как снег, В чести у всех (сахар).

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам; Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; Везен бысть на торжище, яко же Иосиф; Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина, И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).

Встречаются в загадках и антитезы. Например:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном (поле).

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра. На пендре лежит дендра И говорит кондре: “Не лазай на пендру. Там не одна кандра – И ундра есть” (печь, дед, кот, каша и утка).

Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна.

Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы). Каждая загадка – это отдельное художественное произведение со своими поэтическими особенностями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности загадок