Художественные особенности “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”

Художественные особенности. “Слово о полку Игореве”; – сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически ор­ганизована, наполнена тончайшей звукописью и тем самым похожа на стихи – недаром существует множество стихотворных перело­жений этого произведения. Среди жанров древнерусской литературы (летописи, поучения, “хождения”;, жития святых, воинская повесть) слово выделяется как произведение церковного и светского красноречия, торжественная речь. Но

“Слово о полку Игореве”; соединяет в себе черты нескольких традиционных жанров – воинской повести, героической песни и ора­торской прозы.

Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности, жанрам “плача”; (оплакивание пе­чальных событий) и “славы”; (прославление князей). А сочетание ли­рического и эпического начал создают поистине неповторимый худо­жественный сплав, делающий “Слово”; уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы. Все эти разнообразные стилистические элементы находят свое отражение в поэтическом

языке “Слова”;.

Так, в нем широко ис­пользуется военная терминология (“копье преломить”; – одержать победу); элементы ораторского красноречия (обращения – “Братие и дружино!”;, “Яр Тур Всеволод!”;, “О Донец!”;; риторические вопросы и восклицания – “Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?”;; многочисленные повторы – рефрен “О Русская земля! ты уже за холмом!). Тесно связано “Слово”; и с фольклорной традицией. Это прояв­ляется в использовании песенной символики (князья – “солнце”;, Ярославна плачет “кукушкой”;, Игорь летит “соколом”;); постоянных эпитетов (“борзые кони”;, “чистое поле”;; “сизый орел”;); народно­поэтических сравнений (битва сравнивается с посевом, который пе­чалью восходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина).

Звуками, звонами, пением переполнено все “Слово”; (“кони ржут, “трубы трубят”;, “скрипят телеги”;); не менее оно насыщено и всем многоцветием красок (“черные тучи”;, “серебряные струи”;, “красные щиты”;). Но особенно широко в “Слове”; используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человече­ского мира. Природа здесь не фон исторических событий, а дейст­вующее лицо.

Исторический факт – затмение солнца – в летописи интерпретируется как знак Божьего гнева, а в “Слове”; солнце само активно действует против князя Игоря и его войска. Ярославна вме­сто христианской молитвы обращается к природным силам – Ветру, Днепру, Солнцу, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа. Кажется, что автор “Слова”; помнит времена “трояновы”;, когда славяне поклоня­лись Солнцу, Днепру и Ветру. В этом контексте не кажется стран­ным и одушевление отвлеченных понятий: мы встречаем здесь и Де­ву Обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну – олицетворение скорби и плача.

Какие-то мифические черты прогля­дывают и в образе Бояна, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой. Все это свидетельствует о том, что ко времени создания “Слова”; древнерусская литература накопила большой творческий опыт и достигла художественной зрелости. “Слово о полку Игореве”; по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”