Художественные особенности “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
Художественные особенности. “Слово о полку Игореве”; – сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически организована, наполнена тончайшей звукописью и тем самым похожа на стихи – недаром существует множество стихотворных переложений этого произведения. Среди жанров древнерусской литературы (летописи, поучения, “хождения”;, жития святых, воинская повесть) слово выделяется как произведение церковного и светского красноречия, торжественная речь. Но
Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности, жанрам “плача”; (оплакивание печальных событий) и “славы”; (прославление князей). А сочетание лирического и эпического начал создают поистине неповторимый художественный сплав, делающий “Слово”; уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы. Все эти разнообразные стилистические элементы находят свое отражение в поэтическом
Так, в нем широко используется военная терминология (“копье преломить”; – одержать победу); элементы ораторского красноречия (обращения – “Братие и дружино!”;, “Яр Тур Всеволод!”;, “О Донец!”;; риторические вопросы и восклицания – “Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?”;; многочисленные повторы – рефрен “О Русская земля! ты уже за холмом!). Тесно связано “Слово”; и с фольклорной традицией. Это проявляется в использовании песенной символики (князья – “солнце”;, Ярославна плачет “кукушкой”;, Игорь летит “соколом”;); постоянных эпитетов (“борзые кони”;, “чистое поле”;; “сизый орел”;); народнопоэтических сравнений (битва сравнивается с посевом, который печалью восходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина).
Звуками, звонами, пением переполнено все “Слово”; (“кони ржут, “трубы трубят”;, “скрипят телеги”;); не менее оно насыщено и всем многоцветием красок (“черные тучи”;, “серебряные струи”;, “красные щиты”;). Но особенно широко в “Слове”; используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человеческого мира. Природа здесь не фон исторических событий, а действующее лицо.
Исторический факт – затмение солнца – в летописи интерпретируется как знак Божьего гнева, а в “Слове”; солнце само активно действует против князя Игоря и его войска. Ярославна вместо христианской молитвы обращается к природным силам – Ветру, Днепру, Солнцу, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа. Кажется, что автор “Слова”; помнит времена “трояновы”;, когда славяне поклонялись Солнцу, Днепру и Ветру. В этом контексте не кажется странным и одушевление отвлеченных понятий: мы встречаем здесь и Деву Обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну – олицетворение скорби и плача.
Какие-то мифические черты проглядывают и в образе Бояна, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой. Все это свидетельствует о том, что ко времени создания “Слова”; древнерусская литература накопила большой творческий опыт и достигла художественной зрелости. “Слово о полку Игореве”; по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы.