Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Художественные особенности. «Слово о полку Игореве»; — сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически ор­ганизована, наполнена тончайшей звукописью и тем самым похожа на стихи — недаром существует множество стихотворных перело­жений этого произведения. Среди жанров древнерусской литературы (летописи, поучения, «хождения»;, жития святых, воинская повесть) слово выделяется как произведение церковного и светского красноречия, торжественная речь. Но «Слово

о полку Игореве»; соединяет в себе черты нескольких традиционных жанров — воинской повести, героической песни и ора­торской прозы.

Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности, жанрам «плача»; (оплакивание пе­чальных событий) и «славы»; (прославление князей). А сочетание ли­рического и эпического начал создают поистине неповторимый худо­жественный сплав, делающий «Слово»; уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы. Все эти разнообразные стилистические элементы находят свое отражение в поэтическом языке

«Слова»;.

Так, в нем широко ис­пользуется военная терминология («копье преломить»; — одержать победу); элементы ораторского красноречия (обращения — «Братие и дружино!»;, «Яр Тур Всеволод!»;, «О Донец!»;; риторические вопросы и восклицания — «Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?»;; многочисленные повторы — рефрен «О Русская земля! ты уже за холмом!). Тесно связано «Слово»; и с фольклорной традицией. Это прояв­ляется в использовании песенной символики (князья — «солнце»;, Ярославна плачет «кукушкой»;, Игорь летит «соколом»;); постоянных эпитетов («борзые кони»;, «чистое поле»;; «сизый орел»;); народно­поэтических сравнений (битва сравнивается с посевом, который пе­чалью восходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина).

Звуками, звонами, пением переполнено все «Слово»; («кони ржут, «трубы трубят»;, «скрипят телеги»;); не менее оно насыщено и всем многоцветием красок («черные тучи»;, «серебряные струи»;, «красные щиты»;). Но особенно широко в «Слове»; используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человече­ского мира. Природа здесь не фон исторических событий, а дейст­вующее лицо.

Исторический факт — затмение солнца — в летописи интерпретируется как знак Божьего гнева, а в «Слове»; солнце само активно действует против князя Игоря и его войска. Ярославна вме­сто христианской молитвы обращается к природным силам — Ветру, Днепру, Солнцу, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа. Кажется, что автор «Слова»; помнит времена «трояновы»;, когда славяне поклоня­лись Солнцу, Днепру и Ветру. В этом контексте не кажется стран­ным и одушевление отвлеченных понятий: мы встречаем здесь и Де­ву Обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну — олицетворение скорби и плача.

Какие-то мифические черты прогля­дывают и в образе Бояна, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой. Все это свидетельствует о том, что ко времени создания «Слова»; древнерусская литература накопила большой творческий опыт и достигла художественной зрелости. «Слово о полку Игореве»; по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы.


Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»